Занятие для дошкольников 5–6 лет "Осень"

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие


Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Вид: интегрированное

Формы организованной образовательной деятельности: игровая, продуктивная, беседа, двигательная, художественное слово

Форма организации: групповая

Задачи:

  • Образовательные: Продолжать формировать умение детей внимательно слушать новое поэтическое произведение, понимать его. Добиваться хорошего запоминания текста стихотворения. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи). Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи (образование и употребление существительных в нужной форме).
  • Развивающие: Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста. Продолжать развивать поэтический слух, мышление, зрительное внимания и восприятие, творческое воображение, речевой слух и память.
  • Воспитывающие: Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Воспитывать познавательный интерес, вежливость и доброжелательность, формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения. Воспитывать любовь к поэзии, природе и природным явлениям.
  • Словарь новых слов: меж редеющих верхушек, бережёт густую тень, сдвинул шапку набекрень.

    Предварительная работа: Рассматривание репродукции И.И.Левитан «Осенний, солнечный день». Беседа о времени года «Осень». Загадывание загадок. Произвольное рисование на тему «Осень».

    Оборудование и материалы: Репродукция И.И.Левитан «Осенний, солнечный день», аудио запись «Грустный дождик» А. Климов, магнитофон, мольберт, карточки.

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    1. Психодинамический этюд
    Приветствие (дети на ковре)
    Встанем рядышком, по кругу,
    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
    Нам здороваться ни лень:
    Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
    Если каждый улыбнётся –
    Утро доброе начнётся.
    – Доброе утро!

    2. Приглашение в поэтическую гостиную
    -Ребята, сегодня я приглашаю вас в поэтическую гостиную, где мы познакомимся с новым стихотворением. Но это чуть позже, а пока….

    3. Беседа об осени
    Звучит музыка. Воспитатель загадывает загадку:
    «Несу я урожаи,
    Поля вновь засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья раздеваю.
    Но не касаюсь ёлочек и сосен.
    Потому, что Я -… (Осень)
    - Как, вы догадались? (собирают урожай, птицы улетают, деревья раздеваются)
    - Сейчас какое время года?
    - Назовите осенние месяцы?
    - Назовите приметы осени.
    -Посмотрите репродукцию, и скажите, как она называется?
    - Кто написал её?
    - Каких красок больше на этой картине? Почему?
    - Какие чувства вызывает у вас эта картина?

    4. Чтение стихотворения
    Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Т. Твардовского «Осень».
    Воспитатель читает стихотворение:
    «Осень»
    Меж редеющих верхушек,
    Показалась синева.
    Зашумела у опушек
    Ярко жёлтая листва.
    Птиц неслышно. Треснет мелкий
    Обломившийся сучок,
    И, хвостом мелькая, белка
    Лёгкий делает прыжок.
    Стала ель в лесу заметней,
    Бережёт густую тень.
    Подосиновик последний
    Сдвинул шапку набекрень.

    5. Беседа
    - Какие слова и выражения особенно вам понравились, и вы хотели бы ещё раз послушать? (воспитатель зачитывает понравившиеся отрывки стихотворения) 

    - Как вы считаете, почему это произведение называется стихотворением? (читается в рифму, похоже на песню) 

    - Почему стихотворение называется «Осень»?

    6. Динамическая пауза
    (Координация слова с движением)
    Падают, падают листья.
    В нашем саду листопад.
    Жёлтые. Красные листья,
    По ветру вьются, летят.
    Птицы на юг улетают,
    Гуси грачи, журавли.
    Вот уж последняя стая,
    Крыльями машут вдали.
    Листопад, листопад
    Листья жёлтые летят.
    Кружат по дорожке
    Падают под ножки.

    7. Повторное чтение стихотворения разбор текста стихотворения
    Воспитатель повторно читает стихотворение, затем проводит разбор текста.
    - Как вы понимаете выражение «Меж редеющих верхушек»?
    (Листья с деревьев опадают, верхушки деревьев остаются без листьев.)
    - Что значит «Зашумела у опушек ярко жёлтая листва»
    (Листья опали и когда идёшь по опавшей листве, она шуршит)
    - Почему, в лесу не слышно птиц?
    (Улетели в тёплые края)
    - Отчего же стала ель в лесу заметней?
    (Ель и сосны всегда зелёные, а среди голых деревьев их хорошо видно)
    - Как вы понимаете такое выражение «Сдвинул шапку набекрень»
    (У гриба шляпка съехала набок)

    8.Заучивание стихотворения
    Воспитатель ещё раз читает стихотворение, используя карточки – схемы. Дети проговаривают по строчкам, затем рассказывают его наизусть.

    9. Словарная работа
    Осень прекрасная пора. Подберите определение к слову «осень»
    (Жёлтая, золотая, оранжевая, разноцветная, яркая…)
    Какие слова-действия можно подобрать к слову «листья»?
    (Опадают, летят, падают, кружатся, лежат, шуршат…)
    Про что можно сказать «Осенняя»? (осенний, осеннее)

    10. Творчество детей
    (Звучит спокойная музыка)
    А сейчас, дети, предлагаю нарисовать осень.
    А может быть, кто-то нарисует стихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.

    - Кто написал стихотворение «Осень»?

    - Прочитайте понравившиеся вам строчки этого стихотворения?

    - Прочитайте понравившиеся вам строчки этого стихотворения?