Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в рамках ФГОС

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, здоровьесберегающая технология


Школа — это многолетнее трудное испытание для каждого ребенка. И в силах каждого педагога сделать так, чтобы ученик выдержал это испытание без серьёзных потерь. Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые соответствовали бы возрасту учеников, устраняли перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее — социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого — снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся, слабая успеваемость.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегаюших технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, то именно здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.

Английский язык в средней школе — серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

1. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.

2. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания.

3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.

4. Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ.

5. Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика.

6. Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.

7. Учёт тендерных особенностей обучающихся.

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительного эмоционального настроя на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться повышать интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом. К сожалению, это явление часто наблюдается среди малышей. Несомненно, пальчиковые игры являются очень важной возможностью в преодолении языкового барьера для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык. В качестве примера предлагаем две игры-песенки, используемые как физкультминутки в начальной школе.

1.

The itsy bitsy spider went up the water spout.
(make circles out of thumbs and forefingers, put tips together, twist upwards)
Down came the rain and washed the spider out,
(wiggle fingers while moving downward, push outward)
Out came the sun and dried up all the rain
(make big circle with arms over head, palms up, move up with rhythm)
And the itsy bitsy spider went up the spout again.

2.

Twinkle, twinkle, little star, how  I wonder what you are.
Up above the world so high, like a diamond in the sky,
Twinkle, twinkle, little star, how I wonder what you are.
(wiggle fingers while moving upward)

Сюжетная канва игры, иллюстрируемая движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении.

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Применяются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. На уроках, отмечая праздники и изучая традиции англоговорящих стран, детям нравится познавать всё в игре.

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

На уроках английского языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Как показывает опыт работы в школе, использование песен на уроке английского языка снижает психологическую нагрузку, повышает эмоциональный тонус учащихся, что положительно сказывается на их речевой активности. Песня может использоваться как приём релаксации, когда у детей появляются признаки усталости и снижения работоспособности. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.

Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка) также необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.

Тендерный подход в обучении также является важным условием обеспечения работоспособности учащихся на уроке. При определении рабочего места важно знать, что девочки слышат в два-четыре раза лучше, чем мальчики. Если учитель говорит ровным тихим голосом в течение всего урока, мальчики не могут сконцентрироваться на его словах. Если учитель будет говорить громко, девочки, сидящие на первых партах, могут воспринять это как крик. Отсюда следует, что мальчиков лучше сажать за первые парты, а девочек — назад. При использовании наглядных пособий важно учитывать, что у мальчиков большая чувствительность к красному, жёлтому и зелёному цветам, а у девочек — к синему цвету.

Большую помощь учителю в решении проблемы сбережения здоровья могут оказать современные учебные пособия. В учебниках В.П.Кузовлева есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, вести здоровый образ жизни. В УМК «Oppotunities» содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках: о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению способствует творческому развитию личности.