Тип урока: закрепление пройденного.
Цель: закрепить имеющиеся знания по теме «Круглые черви – паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями».
Задачи:
Образовательные:
- Уметь узнавать червей-паразитов по картинкам.
- Знать о вреде для человека паразитических червей.
- Обобщить и систематизировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни круглых червей к среде обитания.
- Систематизировать знания о профилактике борьбы с глистными заболеваниями.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие при выполнении заданий с карточками
- коррекция и развитие произвольного внимания, памяти, мышления (задания на карточках)
- накопление активного словаря по теме.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- учить правильному поведению на уроке: слушать учителя, не перебивать, приступать к выполнению задания, выслушав до конца инструкцию педагога;
- прививать привычку внимательного отношения к себе;
- развивать гигиенические навыки.
Инструментарий:
- карточки - ответы
- наглядные пособия (картинки)
- пластилин
Ожидаемый результат:
- расширение и закрепление знаний о круглых червях-паразитах человека;
- расширение и закрепление знаний о вредном влиянии червей – паразитов на организм человека;
- закрепление знаний о профилактике и борьбе с глистными заболеваниями;
- расширение словаря.
Участник урока по биологии:
Ученик 8 класса Гаврилин Артем, обучающийся на дому.
Артем речью не владеет, поэтому с целью получения обратной связи с учителем используются карточки-ответы для выполнения предложенных заданий.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Артем сегодня на уроке биологии мы повторим тему «Черви – паразиты человека». Ты помнишь, что аскарида – это большой круглый червь-хищник, красноватого цвета от 15 до 40 см длиной. Диаметр тела паразита от 2 до 6 мм. Строение тела особей мужского пола (самцов) отличается от особей женского пола (самок). Самцы имеют заостренный конец.
Учитель: Давай вспомним, как выглядят аскариды, посмотрим их фотографии.
Учитель показывает картинки с изображением червей.
Ученик рассматривает картинки с изображением червей.
Учитель: Артем, где обитает аскарида в организме человека?
Учитель предлагает карточки с названиями человеческих органов, в которых может жить паразит.
Головной мозг |
Кишечник |
Легкие |
Глаза |
Ученик выбирает карточку – ответ (кишечник).
Учитель: Молодец Артем, правильно ответил. Ты помнишь, что человеческая аскарида обитает в кишечнике!
Учитель: Напомню тебе, что аскарида свободно передвигается внутри органа. Червь имеет сложное строение тела, которое включает несколько развитых систем жизнедеятельности: пищеварительная система (ротовая полость с небольшими губами; глотка и кишка, по которой продвигается пища);выделительная система; нервная система; органы осязания (щетинки на его поверхности)
Учитель: Артем, как ты думаешь, аскариды приносят пользу или вред человеческому организму?
Учитель предлагает карточки-ответы:
Пользу |
Вред |
Ученик выбирает правильный ответ (вред)
Учитель: Правильно, Артем! Аскариды - это паразиты человеческого организма.
Учитель: Артем, ты помнишь, что паразиты в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают ядовитые вещества, которые всасываются в кровь и разносятся по всему организму, причиняя вред внутренним органам?
Ученик: Да.
Учитель: Еще паразиты нарушают обменные процессы в организме, потому что питаются полезными микроэлементами, отбирая их у самого человека.
Учитель: Скажи, как себя чувствует человек, зараженный аскаридами?
Выбери таблички, на которых написаны симптомы зараженного глистами человека.
Учитель выкладывает карточки на стол, зачитывая их.
Ученик выбирает правильный ответ (карточки).
Человек теряет массу своего тела |
Больной теряет аппетит |
Аллергическая реакция |
У больного хороший аппетит |
Болевые ощущения в области желудка |
Страдает запором или диареей |
Человек энергичный |
Учитель: Молодец! Справился с заданием.
Артем, ты знаешь, что при заражении организма глистами, основные симптомы болезни проявляются в виде проблем желудочно- кишечного тракта.
Учитель: А теперь мы вспомним, как человек может заразиться аскаридами.
Учитель: Артем, ты знаешь, что переносчиком аскарид являются мухи?
Ученик: Да.
Учитель: Ты помнишь, что мухи переносят яйца на продукты питания человека?
Ученик: Да.
Учитель: Так же насекомое может укусить человека, что станет причиной его заражения. Какие еще насекомые могут заразить человека?
Учитель предлагает карточки-ответы с названиями насекомых. Ученик выбирает карточки-ответы.
- комары
- оводы
- блохи
- вши
- клещи
Учитель: Артем, ты помнишь, что человек может заразиться от больных животных? Когда же возникает риск заболевания?
Когда человек не соблюдают правила гигиены. Согласен?
Ученик: Да.
Учитель: Человек заражается аскаридами, когда плохо моет руки и обрабатывает внешние вещи. Артем, ты помнишь, какие животные наиболее опасны для человека, с которыми он часто контактирует в городской и сельской местности?
Ученик: Да.
Учитель предлагает карточки-ответы с названиями животных. Ученик выбирает карточки – ответы.
- птицы
- кошки
- коровы
- тигр
Учитель: Артем, ты помнишь, что еще одним источником заболеваний глистами являются продукты питания и вода?
Ученик: Да.
Учитель: это немытые овощи и фрукты, водопроводная вода, мясные и рыбные блюда не прошедшие термическую обработку. Правильно?
Ученик: Да.
Учитель: А теперь немного отдохнем.
2. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
Учитель: Артем, мы выполнили физкультминутку, а теперь продолжим урок.
Учитель: Артем, какие ты будешь соблюдать условия, чтобы не заразиться аскаридами?
Учитель предлагает закончить предложение из предложенных вариантов (карточки). Учитель выкладывает и читает начало предложения, а ученик находит карточку с продолжением предложения.
Мыть овощи и фрукты.
- Перед едой надо (мыть руки).
- Перед употреблением рыбы и мяса надо (проводить термическую обработку).
- Нельзя пить (сырую воду).
3. Работа практическая
Изготовление червя аскариды из пластилина.
Учитель: Артем, предлагаю тебе из пластилина вылепить два червя аскариды: самку и самца. Ты помнишь, что у самца заостренный конец.
Ученик: Да.
Ученик выполняет практическое задание с пластилином.
Учитель: Молодец, Артем! Успешно справился с заданием!
4. Итог урока
Учитель подводит итог.
Учитель: Сегодня ты повторил и знаешь о вредном влиянии червей – паразитов на организм человека. Помнишь, что необходимо делать, чтобы не заразиться аскаридами.
5. Оценка деятельности учащегося
Учитель: Артем, ты сегодня хорошо работал на уроке! Старался! Молодец!
6. Домашнее задание
Учитель: Артем, сейчас открывай дневник и записывай домашнее задание.
Ученик: записывает с помощью учителя домашнее задание в дневник. Домашнее задание: повторить, что такое аскариды. Рассмотреть иллюстрации червей и выбрать те, на которых изображены аскариды.
Список используемой литературы
- Учебник 8 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.И.Никишов, А.В.Теремов.
- Интернет-ресурсы.
- www ./ ru.wikipedia.org./
- www ./prizvanie.su./