Тип урока: закрепление пройденного.
Цель: закрепить имеющиеся знания по теме «Круглые черви – паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями».
Задачи:
Образовательные:
- Уметь узнавать червей-паразитов по картинкам.
- Знать о вреде для человека паразитических червей.
- Обобщить и систематизировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни круглых червей к среде обитания.
- Систематизировать знания о профилактике борьбы с глистными заболеваниями.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие при выполнении заданий с карточками
- коррекция и развитие произвольного внимания, памяти, мышления (задания на карточках)
- накопление активного словаря по теме.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- учить правильному поведению на уроке: слушать учителя, не перебивать, приступать к выполнению задания, выслушав до конца инструкцию педагога;
- прививать привычку внимательного отношения к себе;
- развивать гигиенические навыки.
Инструментарий:
- карточки - ответы
- наглядные пособия (картинки)
- пластилин
Ожидаемый результат:
- расширение и закрепление знаний о круглых червях-паразитах человека;
- расширение и закрепление знаний о вредном влиянии червей – паразитов на организм человека;
- закрепление знаний о профилактике и борьбе с глистными заболеваниями;
- расширение словаря.
Участник урока по биологии:
Ученик 8 класса Гаврилин Артем, обучающийся на дому.
Артем речью не владеет, поэтому с целью получения обратной связи с учителем используются карточки-ответы для выполнения предложенных заданий.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Артем сегодня на уроке биологии мы повторим тему «Черви – паразиты человека». Ты помнишь, что аскарида – это большой круглый червь-хищник, красноватого цвета от 15 до 40 см длиной. Диаметр тела паразита от 2 до 6 мм. Строение тела особей мужского пола (самцов) отличается от особей женского пола (самок). Самцы имеют заостренный конец.
Учитель: Давай вспомним, как выглядят аскариды, посмотрим их фотографии.
Учитель показывает картинки с изображением червей.
Ученик рассматривает картинки с изображением червей.

Учитель: Артем, где обитает аскарида в организме человека?
Учитель предлагает карточки с названиями человеческих органов, в которых может жить паразит.
| Головной мозг |
| Кишечник |
| Легкие |
| Глаза |
Ученик выбирает карточку – ответ (кишечник).
Учитель: Молодец Артем, правильно ответил. Ты помнишь, что человеческая аскарида обитает в кишечнике!
Учитель: Напомню тебе, что аскарида свободно передвигается внутри органа. Червь имеет сложное строение тела, которое включает несколько развитых систем жизнедеятельности: пищеварительная система (ротовая полость с небольшими губами; глотка и кишка, по которой продвигается пища);выделительная система; нервная система; органы осязания (щетинки на его поверхности)
Учитель: Артем, как ты думаешь, аскариды приносят пользу или вред человеческому организму?
Учитель предлагает карточки-ответы:
| Пользу |
| Вред |
Ученик выбирает правильный ответ (вред)
Учитель: Правильно, Артем! Аскариды - это паразиты человеческого организма.
Учитель: Артем, ты помнишь, что паразиты в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают ядовитые вещества, которые всасываются в кровь и разносятся по всему организму, причиняя вред внутренним органам?
Ученик: Да.
Учитель: Еще паразиты нарушают обменные процессы в организме, потому что питаются полезными микроэлементами, отбирая их у самого человека.
Учитель: Скажи, как себя чувствует человек, зараженный аскаридами?
Выбери таблички, на которых написаны симптомы зараженного глистами человека.
Учитель выкладывает карточки на стол, зачитывая их.
Ученик выбирает правильный ответ (карточки).
| Человек теряет массу своего тела |
| Больной теряет аппетит |
| Аллергическая реакция |
| У больного хороший аппетит |
| Болевые ощущения в области желудка |
| Страдает запором или диареей |
| Человек энергичный |
Учитель: Молодец! Справился с заданием.
Артем, ты знаешь, что при заражении организма глистами, основные симптомы болезни проявляются в виде проблем желудочно- кишечного тракта.
Учитель: А теперь мы вспомним, как человек может заразиться аскаридами.
Учитель: Артем, ты знаешь, что переносчиком аскарид являются мухи?
Ученик: Да.
Учитель: Ты помнишь, что мухи переносят яйца на продукты питания человека?
Ученик: Да.
Учитель: Так же насекомое может укусить человека, что станет причиной его заражения. Какие еще насекомые могут заразить человека?
Учитель предлагает карточки-ответы с названиями насекомых. Ученик выбирает карточки-ответы.
- комары
- оводы
- блохи
- вши
- клещи
Учитель: Артем, ты помнишь, что человек может заразиться от больных животных? Когда же возникает риск заболевания?
Когда человек не соблюдают правила гигиены. Согласен?
Ученик: Да.
Учитель: Человек заражается аскаридами, когда плохо моет руки и обрабатывает внешние вещи. Артем, ты помнишь, какие животные наиболее опасны для человека, с которыми он часто контактирует в городской и сельской местности?
Ученик: Да.
Учитель предлагает карточки-ответы с названиями животных. Ученик выбирает карточки – ответы.
- птицы
- кошки
- коровы
- тигр
Учитель: Артем, ты помнишь, что еще одним источником заболеваний глистами являются продукты питания и вода?
Ученик: Да.
Учитель: это немытые овощи и фрукты, водопроводная вода, мясные и рыбные блюда не прошедшие термическую обработку. Правильно?
Ученик: Да.
Учитель: А теперь немного отдохнем.
2. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
Учитель: Артем, мы выполнили физкультминутку, а теперь продолжим урок.
Учитель: Артем, какие ты будешь соблюдать условия, чтобы не заразиться аскаридами?
Учитель предлагает закончить предложение из предложенных вариантов (карточки). Учитель выкладывает и читает начало предложения, а ученик находит карточку с продолжением предложения.
Мыть овощи и фрукты.
- Перед едой надо (мыть руки).
- Перед употреблением рыбы и мяса надо (проводить термическую обработку).
- Нельзя пить (сырую воду).
3. Работа практическая
Изготовление червя аскариды из пластилина.
Учитель: Артем, предлагаю тебе из пластилина вылепить два червя аскариды: самку и самца. Ты помнишь, что у самца заостренный конец.
Ученик: Да.
Ученик выполняет практическое задание с пластилином.
Учитель: Молодец, Артем! Успешно справился с заданием!
4. Итог урока
Учитель подводит итог.
Учитель: Сегодня ты повторил и знаешь о вредном влиянии червей – паразитов на организм человека. Помнишь, что необходимо делать, чтобы не заразиться аскаридами.
5. Оценка деятельности учащегося
Учитель: Артем, ты сегодня хорошо работал на уроке! Старался! Молодец!
6. Домашнее задание
Учитель: Артем, сейчас открывай дневник и записывай домашнее задание.
Ученик: записывает с помощью учителя домашнее задание в дневник. Домашнее задание: повторить, что такое аскариды. Рассмотреть иллюстрации червей и выбрать те, на которых изображены аскариды.
Список используемой литературы
- Учебник 8 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.И.Никишов, А.В.Теремов.
- Интернет-ресурсы.
- www ./ ru.wikipedia.org./
- www ./prizvanie.su./