Воспитательная работа в классе как обязательная составляющая в деятельности школы

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 4, 5, 6

Ключевые слова: воспитательная работа


Народная мудрость гласит: У одного человека есть яблоко и у другого человека есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи.

Пользуясь случаем, поделюсь своими идеями, наработками, которые помогают мне в организации воспитательной деятельности в классе.

Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни.

На воспитателя, как и на классного руководителя, во многом, ложится тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно воспитателю, совместно с классным руководителем чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человека так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы.

Начиная работать с детьми с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи, позволяющие формировать в коллективе:

  • Сплочённость
  • Духовно-нравственную среду
  • Самореализацию личности через дополнительное образование, разные формы работы
  • Вовлечение родителей
  • Сохранение здоровья
  • Достоинство, патриотизм

Начальное общее образование - первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели выпускника начальной школы, и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию умения и желания учиться;
  • Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • Освоение системы знаний, умений навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?

К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

Согласитесь, что жизнедеятельность нашей школы не страдает признаками однообразия. На основе учебно-воспитательного плана школы воспитательную работу с классом я строю по известным нам направлениям:

  • «Успех ученика».
  • «Толерантность – образ жизни».
  • Формирование ценности гражданственности и патриотизма.
  • «Законопослушный гражданин».
  • «Мое здоровье - мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • «Мой мир и мое окружение». Формирование духовно-нравственных, эстетических ценностей.
  • «Семья - моя главная опора». Формирование ценностей семьи.
  • «Труд и порядок».

Для совершенствования воспитательного процесса в своей работе использую активные формы воспитательной работы. Форма - это внешнее выражение какого-либо содержания, совокупность приемов, методов и средств. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся. С другой стороны, форма приближает воспитательную среду к жизни, проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Использую пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы. классные часы. К примеру (в феврале): классный час "Их подвиги бессмертны" (о блокадном Ленинграде); беседы "Трудиться всегда пригодиться", "Жить в мире с собой и другими".

Вовлекаю обучающихся в научно-исследовательскую, творческую деятельность, в олимпиадное движение по предметам, мотивирую к участию в конкурсах на разных уровнях. В этом году учащиеся моего класса приняли активное участие в школьных конкурсах: конкурсы рисунков "Мой учитель", "Свет Рождества"; конкурсы поделок "Осенняя фантазия", "Нарядим ёлочку"; во всероссийском конкурсе "Астра".

Образно-художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, праздники с вовлечением учителей и родителей. В нашей школе стало традицией проводить такие праздники, как "Осенняя пора", "Новый год", в начальной школе "Прощай, Азбука!", "Прощай, начальная школа!". Детям эти мероприятия очень нравятся, участвуют в них активно, с большим удовольствием.

Трудовые формы внеурочной работы.

Это разные виды работ в школе ежедневное дежурство по классу, уход за цветами, а также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.

Самоуправление в начальной школе.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы самоуправления – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре.

Весь класс разделен на 6 микрогрупп. В каждую микрогруппу входит 5 детей, которых могут объединять дружба и т.д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

  • Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
  • Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Поручения целесообразно менять не реже одного раза в четверть. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание.

Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

Как всё происходило?

Работать по организации самоуправления я начала с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив.

На микрогруппы разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали.

Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке.

Наши поручения:

"Друзья Золушки"

  • следят за чистотой в помещении,
  • заботятся о порядке в классе на переменах,
  • раздают тетради и другие пособия,
  • приводят в порядок доску.

"Друзья Айболита"

  • заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;
  • следят за чистотой рук и порядком в столовой;
  • следят за состоянием школьных принадлежностей.

"Лесовички"

  • готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;
  • заботятся о растениях в классе.

Затейники

  • проводят игры на переменах,
  • разучивают упражнения и проводят физкультминутки,
  • создают и заботятся о классной игротеке.

Знайки

  • заботятся о сохранности учебников,
  • держат связь со школьной библиотекой,
  • знакомят товарищей с интересными книгами,
  • следят за порядком в классной библиотечке.

Журналисты

  • находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;
  • выпускают устные журналы и классную газету;
  • вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.

На классном часе подводятся итоги недели:

  • выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя). Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом.
  • проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
  • реализация поставленной на неделю цели;
  • постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.

Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры проводим спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные ("Весёлые старты", "Зарничка"). Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание на психологические формы работы с учащимися.

В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга. Это беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя. Например, игра "Волшебный стул", которую я стала проводить в классе. Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности. Ход игры. Один из участников садится на "волшебный стул", который "высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими; предполагается, что недостатки не «высвечиваются». Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопереживание), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека.

Воспитательная работа в классе включает в себя и работу с родителями учащихся.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и школе, анализировать педагогические ситуации и т.д. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Нужно ли наказывать детей?», «Послушен ли ваш ребенок?» и др. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты школы (медсестра, логопед, психолог и др.). В ходе подготовки к родительскому собранию следует провести анкетирование родителей и детей по теме собрания; подготовить памятки с советами; выставки по теме собрания и т.д.

Индивидуальные консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в школе они могут получить поддержку и совет.

Не менее важными являются и информационно-аналитические формы организации общения с родителями. Ведь их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого ребенка, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях школы и построение грамотного общения с родителями.

Задачей досуговых форм организации общения является установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами таких совместных праздников и досугов в группе, как «День защитников Отечества»,«Праздник мам» и д.р. Благодаря таким праздникам создается эмоциональный комфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Не смотря на стремление учителя сделать работу с родителями интересной и полезной для них, мы видим, что активность родителей в жизни класса и школы из года в год снижается. Если в первом классе на первом собрании присутствуют почти все родители, то к концу четвёртого класса только треть родителей.

У родителей достаточно часто возникает вопрос о том, стоит ли им посещать родительские собрания в школе? Многие мамы и папы считают, что знают всё о своем ребенке, поэтому нет необходимости тратить время на посещение собраний. Родители должны помнить, что слова ребенка об успеваемости, взаимоотношениях с учителями и сверстниками могут быть не всегда объективны. Есть и другие причины: структура семьи, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения.

Вывод: Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом, или заставят выживать, изворачиваться, страдать?

Закончу своё выступление словами А.С.Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать так, чтобы он был счастливым можно».

Спасибо за внимание.