Народная мудрость гласит: У одного человека есть яблоко и у другого человека есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи.
Пользуясь случаем, поделюсь своими идеями, наработками, которые помогают мне в организации воспитательной деятельности в классе.
Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни.
На воспитателя, как и на классного руководителя, во многом, ложится тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно воспитателю, совместно с классным руководителем чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человека так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы.
Начиная работать с детьми с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи, позволяющие формировать в коллективе:
- Сплочённость
- Духовно-нравственную среду
- Самореализацию личности через дополнительное образование, разные формы работы
- Вовлечение родителей
- Сохранение здоровья
- Достоинство, патриотизм
Начальное общее образование - первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели выпускника начальной школы, и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
- Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию умения и желания учиться;
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- Освоение системы знаний, умений навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?
К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
Согласитесь, что жизнедеятельность нашей школы не страдает признаками однообразия. На основе учебно-воспитательного плана школы воспитательную работу с классом я строю по известным нам направлениям:
- «Успех ученика».
- «Толерантность – образ жизни».
- Формирование ценности гражданственности и патриотизма.
- «Законопослушный гражданин».
- «Мое здоровье - мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
- «Мой мир и мое окружение». Формирование духовно-нравственных, эстетических ценностей.
- «Семья - моя главная опора». Формирование ценностей семьи.
- «Труд и порядок».
Для совершенствования воспитательного процесса в своей работе использую активные формы воспитательной работы. Форма - это внешнее выражение какого-либо содержания, совокупность приемов, методов и средств. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся. С другой стороны, форма приближает воспитательную среду к жизни, проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Использую пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы. классные часы. К примеру (в феврале): классный час "Их подвиги бессмертны" (о блокадном Ленинграде); беседы "Трудиться всегда пригодиться", "Жить в мире с собой и другими".
Вовлекаю обучающихся в научно-исследовательскую, творческую деятельность, в олимпиадное движение по предметам, мотивирую к участию в конкурсах на разных уровнях. В этом году учащиеся моего класса приняли активное участие в школьных конкурсах: конкурсы рисунков "Мой учитель", "Свет Рождества"; конкурсы поделок "Осенняя фантазия", "Нарядим ёлочку"; во всероссийском конкурсе "Астра".
Образно-художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, праздники с вовлечением учителей и родителей. В нашей школе стало традицией проводить такие праздники, как "Осенняя пора", "Новый год", в начальной школе "Прощай, Азбука!", "Прощай, начальная школа!". Детям эти мероприятия очень нравятся, участвуют в них активно, с большим удовольствием.
Трудовые формы внеурочной работы.
Это разные виды работ в школе ежедневное дежурство по классу, уход за цветами, а также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.
Самоуправление в начальной школе.
Младшим ребятам не подходят серьезные формы самоуправления – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре.
Весь класс разделен на 6 микрогрупп. В каждую микрогруппу входит 5 детей, которых могут объединять дружба и т.д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.
- Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
- Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
Поручения целесообразно менять не реже одного раза в четверть. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.
Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание.
Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
Как всё происходило?
Работать по организации самоуправления я начала с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив.
На микрогруппы разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали.
Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке.
Наши поручения:
"Друзья Золушки"
- следят за чистотой в помещении,
- заботятся о порядке в классе на переменах,
- раздают тетради и другие пособия,
- приводят в порядок доску.
"Друзья Айболита"
- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;
- следят за чистотой рук и порядком в столовой;
- следят за состоянием школьных принадлежностей.
"Лесовички"
- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;
- заботятся о растениях в классе.
Затейники
- проводят игры на переменах,
- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,
- создают и заботятся о классной игротеке.
Знайки
- заботятся о сохранности учебников,
- держат связь со школьной библиотекой,
- знакомят товарищей с интересными книгами,
- следят за порядком в классной библиотечке.
Журналисты
- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;
- выпускают устные журналы и классную газету;
- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.
На классном часе подводятся итоги недели:
- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя). Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом.
- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
- реализация поставленной на неделю цели;
- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.
Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры проводим спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные ("Весёлые старты", "Зарничка"). Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание на психологические формы работы с учащимися.
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга. Это беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя. Например, игра "Волшебный стул", которую я стала проводить в классе. Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности. Ход игры. Один из участников садится на "волшебный стул", который "высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими; предполагается, что недостатки не «высвечиваются». Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопереживание), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека.
Воспитательная работа в классе включает в себя и работу с родителями учащихся.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и школе, анализировать педагогические ситуации и т.д. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Нужно ли наказывать детей?», «Послушен ли ваш ребенок?» и др. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты школы (медсестра, логопед, психолог и др.). В ходе подготовки к родительскому собранию следует провести анкетирование родителей и детей по теме собрания; подготовить памятки с советами; выставки по теме собрания и т.д.
Индивидуальные консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в школе они могут получить поддержку и совет.
Не менее важными являются и информационно-аналитические формы организации общения с родителями. Ведь их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого ребенка, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях школы и построение грамотного общения с родителями.
Задачей досуговых форм организации общения является установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами таких совместных праздников и досугов в группе, как «День защитников Отечества»,«Праздник мам» и д.р. Благодаря таким праздникам создается эмоциональный комфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Не смотря на стремление учителя сделать работу с родителями интересной и полезной для них, мы видим, что активность родителей в жизни класса и школы из года в год снижается. Если в первом классе на первом собрании присутствуют почти все родители, то к концу четвёртого класса только треть родителей.
У родителей достаточно часто возникает вопрос о том, стоит ли им посещать родительские собрания в школе? Многие мамы и папы считают, что знают всё о своем ребенке, поэтому нет необходимости тратить время на посещение собраний. Родители должны помнить, что слова ребенка об успеваемости, взаимоотношениях с учителями и сверстниками могут быть не всегда объективны. Есть и другие причины: структура семьи, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения.
Вывод: Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом, или заставят выживать, изворачиваться, страдать?
Закончу своё выступление словами А.С.Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать так, чтобы он был счастливым можно».
Спасибо за внимание.