Классный час
Класс: 1.
Цели:
- познакомить обучающихся с символами Российской Федерации, их историей;
- развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства;
- воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
- физическая карта России;
- изображения флага и герба России;
- шаблоны флага для аппликации;
- ветка березы.
Ход мероприятия
1. Вводная беседа
Учитель:
- Ребята, совсем недавно мы работали над проектом.
- Вы много узнали о Северной Осетии-Алании. Я попросила Тменова Давида напомнить нам некоторые факты.
Ученик (Тменов Давид):
- Герб Республики Северная Осетия-Алания был утверждён Законом республики в 1994 году. На гербе Осетии-Алании изображён барс на фоне горных вершин. На круглом щите в красном поле на золотой земле идущий золотой с чёрными пятнами барс; позади него – семь серебряных гор. Барс воплощает воинскую доблесть и твёрдую власть, а гора с семью вершинами – старинный символ процветания в родной стране и спокойствия в мире. Автор рисунка – Мурат Джигкаев.
Флаг Республики Северная Осетия-Алания представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх разноцветных горизонтальных полос. Три цвета Флага тоже имеют свой смысл. Белый – цвет мудрости и справедливости. Красный – цвет мужества и силы. Жёлтый – цвет изобилия.
Учитель:
- Как назывался проект, над которым мы работали? («Моя малая Родина»).
- Как называется наша малая Родина? (Республика Северная Осетия – Алания)
- О чём нам напомнил Давид? (о гербе и флаге нашей республики)
- Чем являются герб и флаг для нашей республики? (они – символы нашей республики)
Ученик 1 (Бекоева Ника):
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Ученик 2 (Дзгоев Владимир ):
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Ученик 3 (Дзутцева Саломея):
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Ученик 4 (Коцоев Альберт):
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о Родине)
- А что мы называем Родиной? (ответы детей)
Ученик 1 (Дзагоева Яна):
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Ученик 2 (Кусова Эрика):
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Ученик 3 (Морозова Дарья):
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
- Как называется наша Родина? (Россия)
2. Определение темы
- Что на доске? (карта) Слайд.
- Что изображено разными цветами? (страны)
- Покажите, где находится наша страна?
- Что можете сказать о нашей стране? (занимает большую территорию)
- Да, наша страна занимает самую большую территорию, и расположилась она в Европе и Азии.
- Как по другому называют Россию? (Российская Федерация) Слайд.
- Слово федерация говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных национальностей: русские, татары, евреи, коми, марийцы, башкиры, карелы, удмурты, буряты, аварцы, осетины, чеченцы, чукчи, якуты, ненцы и другие.
- Какие ещё страны знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? (языком, цветом кожи людей, одеждой, традициями)
- Отличия каждой страны отражаются в символах государства.
- Сегодня на классном часе вы много интересного узнаете о символах нашей страны.
Символ - отличительный знак.
- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн).
У государства много символов, но самыми главными являются: герб, флаг, гимн.
3. О гербе
- Поднимите руку, кто знает, как выглядит герб нашей страны?
- Покажите, где герб нашей страны? (определяют из трех предложенных) Слайд.
- Где мы можем встретить изображение герба России? (на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, правительственных наградах, на денежных знаках; на зданиях Прокуратуры, Центрального банка, на гербовых печатях).
- Рассмотреть герб можно на монете. Слайд.
- Опишите его (на красном щите золотой двуглавый орел (символ единства Европы и Азии), в лапах золотой жезл (скипетр) и шар (держава) – символ сильной власти).
- Что на груди у орла? (щит)
- Как вы думаете, какого города это герб? Почему? (Москвы, т.к. это столица нашего государства)
- Опишите герб Москвы. (всадник на белом коне убивает змея)
- Как вы думаете, какое это имеет значение? (добро побеждает зло)
- Это не случайно. Наш народ всегда вел справедливые войны и всегда выходил в них победителем, хотя приходилось очень трудно.
- Повторите значение каждого элемента герба?
- Орел – символ единства
- Скипетр, держава – сильная власть
- Всадник – победа над злом
- Где можно увидеть изображение герба? (паспорт, печать школы)
4. О гимне
- А сейчас послушайте стихотворение о следующем символе государства.
Ученик (Тменов Давид):
Сегодня, друзья, мы услышать должны
Главную музыку нашей страны.
Она называется коротко – гимн,
Мы каждое утро встречаемся с ним.
- Объясните, как понимаете последнюю строку?
- Что такое Гимн? (гимн – торжественная песня, принятая как символ государства)
- Когда исполняется гимн? (в особо торжественных случаях)
- В школе, когда вы встречались с исполнением гимна? (на школьной линейке)
- Что необходимо делать, когда звучит гимн? (в знак уважения встать)
Звучит гимн Российской Федерации.
- Какое впечатление на вас произвел гимн? О чем думали или что представили?
- С текстом гимна более подробно мы будем знакомиться позже на одном из уроков окружающего мира.
5. О флаге
- О каком символе еще не говорили? (о флаге)
- Найдите флаг России. Слайд.
- Опишите.
- Каждый цвет имеет значение. Как вы думаете какой? (предположения детей)
- Белый - чистота, символ свободы, величия, порядка. Этот цвет означает честность, чистую душу российского народа.
- Синий - небо, верность
- Алый – красота, храбрость, готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
- Наш флаг ярко выражает национальные четы российского народа: чистота помыслов, верность Родине и мужество народа в трудные минуты.
Ученик (Тедеев Ричард):
Мы возвратили флаг старинный,
Россия, в нем твои черты,
Есть белый свет, и есть цвет синий
И красный – сколько красоты!
В нём белизна твоих буранов
И синева твоих озёр.
Твои надежды муки, раны
И вечный огневой задор.
В.Крючков
- Где можно увидеть флаг? (на административных зданиях)
- На зданиях, где работают люди управляющие городом, краем, страной развевается флаг Российской Федерации.
6. Творческая работа в парах
Девочки должны выбрать из предложенных шаблонов тот, который соответствует флагу России. Мальчики на отдельном столе выбирают полоски цветов флага России. Вместе пары собирают флаг Российской Федерации.
- Прикрепи на карту, где наша страна. Слайд.
7. Беседа о служении Родине
- Скажите, из кого состоит наша страна? (из нас)
- От кого зависит процветание нашей Родины? (от нас)
- Каким образом? (Чем лучше будем учиться, тем больше будем знать. Знания применим в работе.)
Ученик ( Цакоев Тагир):
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя.
Когда метель – то я снежинка,
В ручье я капелька ручья.
Из этих капелек росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
тогда бы не было земли.
В.Крючков
– Как понимаете «Жить – Родине служить»? (выполняя самую простую работу, человек трудится на благо Родины, поэтому любую работу надо делать качественно)
8. Рефлексия. Викторина
- Герб, какого города на груди у орла?
- Сколько голов у орла?
- Что обозначает слово гимн?
- Что обозначает белый цвет на флаге?
- Что обозначает синий цвет на флаге?
- Что обозначает красный цвет на флаге?
- Когда исполняется гимн?
- Где можно увидеть герб?
- Кроме официальных символов есть ещё и не официальные. Одним из таких символов является дерево – берёза. (показать ветку берёзы)
Использованные ресурсы
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс М: ВАКО, 2014.
- Наумов О.Н. Государственная и территориальная геральдика России: очерк истории. Преподавание истории в школе. – 1999. – №4.
- Серов Б.Н. Поурочные разработки. Гимн. Герб. Флаг. М. - Вако, 2005.
- Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.
- Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 1 класс, М: ЭКЗАМЕН, 2012.