Грамматика является неотъемлемой частью любого человеческого языка. Когда речь идет об обучении иностранному языку, формирование умений и навыков в области грамматики имеет большое значение для формирования коммуникативной компетенции. Развитый, полноценный речевой обмен мыслями невозможен без знаний грамматических структур языка. Однако усвоение новых грамматических конструкций представляет значительную трудность для обучающихся. Чтобы запомнить множество грамматических правил и структур, требуется интенсивная тренировка, которая утомляет детей и является не очень эффективной. Выполнение однообразных заданий вызывает у детей скуку. Им приходится прилагать усилия, чтобы выполнить многочисленные упражнения, не испытывая при этом ни удовлетворения, ни удовольствия.
Многие отечественные и зарубежные исследователи указывают на целесообразность организации игровой деятельности в обучении грамматике иностранных языков.
Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Применение игр на уроках помогает внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.
Игра — наиболее комфортный способ познания для ребенка. Он может безо всяких ограничений применять свою фантазию для «решения» игровых задач, используя свойства своего характера и темперамента для достижения своих целей.
Игра активизирует мыслительную деятельность. В процессе игры детям нужно принимать решения - как поступить, что сказать, как выиграть.
Дети учатся общаться между собой при совместном выполнении заданий. Работа в парах или в группах предоставляет студентам возможность развивать навыки работы с другими, например, умение не соглашаться вежливо и умение просить о помощи.
В свете современных подходов к преподаванию иностранного языка учебная игра представляется уникальным методическим приемом. Критическое мышление, креативность, умение общаться и сотрудничать признаны ключевыми навыками в современном мире. В игровых методах, на наш взгляд, реализуются все эти навыки.
Эффективное применение игровых технологий возможно только в том случае, если педагог правильно подбирает игры и организовывает занятия. Учитель всегда должен четко ставить перед собой дидактическую цель. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, доступность, соответствие уровню развития и обученности детей. Игра должна быть интересна детям, должна быть хорошо продумана, с заранее приготовленными карточками, иллюстрациями, раздаточным материалом.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
При обучении грамматике английского языка трудности, с которыми приходится сталкиваться на уроках, связаны с усвоением видо-временных форм глагола. Многие дети испытывают существенные трудности в овладении навыками их правильного употребления. Игровые ситуации и игры помогают облегчить этот процесс.
При изучении времени Present Continuous, можно использовать игры с карточками. Для этого нужны серии картинок по темам. Если это тема «Food», то можно подобрать картинки, где кто-то пьет чай, кто-то ест грушу, люди накрывают на стол, готовят обед и т.д. В отверстие, вырезанное в открытке, видна только голова человека. Показав открытку детям, учитель спрашивает: «What is he doing?» Дети должны отгадать, задавая наводящие вопросы в соответствующем времени: «Is he eating soup?» «Is he cooking?» и т.д. Учитель отвечает «No, he is not», «Yes, he is». Вопросы можно задавать и друг другу, используя парную работу и практикуя оба навыка — задавать вопросы и отвечать на них.
Детям раздаются карточки с выражениями или рисунками. Один из учеников просит помочь Сan you help me? Ученики отвечают, что не могут помочь и по карточкам говорят, чем они заняты.
Игра “Guess what I have been doing!” на закрепление Present Perfect Continuous в утвердительых и отрицательных предложениях.
Класс делится на команды. Раздается каждой команде комплект картинок, которые кладутся на середину парты изображением вниз. Первый игрок берет карточку, но не показывает остальным. Он должен описать мимически или движениями свое состояние. Например, I’m crying. Остальные должны высказать предложения с догадками чем он занимался. You've been quarrelling, You've been watching a sad film, You've been peeling onions.
Тот, кто угадывает, забирает карточку. Выигрывает та команда, у которой больше всего карточек.
Настольные игры можно использовать при изучении любой формы глагола. Образцы игр можно найти в Интернете или сделать самим.
Для изучения предлогов можно использовать разные виды игр, например, активные. Можно давать детям указания, где нужно стать (behind the door, at the table, near the bookcase, etc). Известно, что если подключить двигательную активность к процессу запоминания, то память активируется еще больше. Подобную игру можно проводить и онлайн — по очереди загадывать определенный предмет в своей комнате или на картинке, и отгадывать, где он находится.
Большим успехом на уроках для всех уровней пользуется игра «Футбол» которую можно использовать при закреплении любого материала. На доске или большом листе бумаги нужно нарисовать игровое поле. Класс делится на две команды. Поместить жетон «мяч» в центр. Учащимся нужно правильно ответить на вопросы, чтобы подойти к воротам и забить гол. Например, команда А отвечает правильно и приближается на шаг вправо к своей цели. Команда B отвечает правильно и перемещает мяч влево, обратно в центр. Команда А отвечает неправильно и вообще не может двигать мяч. Команда B отвечает правильно и движется влево на шаг ближе к своей цели. Если команда A будет продолжать отвечать неправильно, а команда B правильно, то команда B продолжит движение влево и в конечном итоге забьет гол. Когда команда забивает, мяч возвращается в центр, и команда, которая не забивала последней, начинает игру. Побеждает команда, забившая больше голов.
Опыт использования игр на уроках показывает, что нужно постепенно внедрять в занятия новые виды игр, использовать разные вариации для уже внедренных.
Благодаря играм ученики перестраиваются психологически, они начинают думать о процессе игры, а не об изучаемом языке. Дети могут на практике применить имеющиеся у них знания английской грамматики. Благоприятный психологический климат, который может быть создан в процессе проведения занятий, благодаря игровым методам работы, обеспечивает повышение мотивации к изучению языка, более глубокое запоминание материала, развивает коммуникативные навыки, способствует оптимизации процесса социализации.
Список литературы
1. Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. – 2002. – № 3 – С. 25–28.
3. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие / Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко. – М.: Айрис-пресс, 2004 - 240 с.
4. Ганина, Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы. – 2007. – № 139. – С. 67–68.
5. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.:КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: «Педагогика», 1978. - 304 с.
8. Отыншинова М.Б. Использование игровых технологий при обучении грамматике английского языка// Молодой ученый. - 2017. - №23.