Анатомия и физиология человека является одной из фундаментальных дисциплин при подготовке медицинских специалистов, призванная обеспечить формирование у студентов базисных знаний о строении тела человека и функционирования органов и систем. Оптимизация преподавания этого предмета имеет большое значение для образовательного процесса в медицинском колледже, требует постоянного совершенствования учебного процесса, внедрения современных методов и технологий обучения. Самостоятельность в обучении, повышение уровня ответственности при занятии анатомией и физиологией, учитывая большое число практических навыков, которые должен приобрести студент, является значимым и качественным показателем обучения.
При традиционном способе обучения студенты усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности, поэтому наряду с традиционными методами обучения необходимым становится внедрение элементов интерактивных технологий для достижения обеспечения развития обучающихся и повышение качества их образования.
Интерактивное обучение рассматривается как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, который означает вклад каждого участника образовательного процесса в ходе обмена знаниями, идеями, способами деятельности. При этом одной из основных задач преподавателя становится создание комфортных условий для обучения и инициативы, положительной мотивации на профессию.
В рамках теоретических занятий по курсу анатомии и физиологии человека возможно использование проблемных лекций в результате которых обеспечиваются достижение следующих дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний по теме; развитие теоретического мышления по теме лекции; формирование познавательного интереса к содержанию дисциплины и профессиональной мотивации будущего специалиста. Устное изложение носит диалогический характер, побуждает студентов к совместному общению, размышлению, дискуссии по ходу лекции, где это целесообразно, к самостоятельному поиску ответа.
На практических занятиях по курсу наиболее эффективными считаются использование кейсовая технология («case-study») и деловых игр особенно на заключительном этапе изучения модуля. Кейс может включать в себя несколько ситуационных задач по изученному модулю дисциплины, которые студентам необходимо проанализировать и обосновать свое решение. В результате такой работы отрабатываются навыки вербализации, конструктивного и критического анализа, студенты учатся излагать и обосновывать собственную точку зрения, развивают умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации, овладевают практическим опытом, у студентов-медиков повышается мотивация через обоснование своей будущей профессии, конкретизуются практические навыки и умения, необходимые в профессиональной деятельности.
Деловая игра предусматривает имитации разных ситуаций, проигрывание которых позволяет будущим специалистам путем активного взаимодействия самим принимать решения, приобретать конкретные профессиональные умения и навыки, помогающие решению проблем профессионального самоопределения. Поэтому при подготовке к игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе- это работа с фантомами, муляжами, влажными препаратами, барельефными и объёмными моделями (например, торс человека), планшетами и т.д. Анатомические препараты – важнейшие наглядные пособия, способствующие познанию строения тела человека. Они позволяют видеть детали естественного строения органов, создать объемное представление о строении органов и об их взаимном расположении.
Современные инновационные средства позволяют в значительной мере повысить наглядность изучаемого материала. Использование презентаций при чтении лекций дает возможность продемонстрировать большое количество материала в виде схем, рисунков, фотографий, рентгенологических снимков. Демонстрация видеофрагментов, которые иллюстрируют динамику различных физиологических процессов, облегчает восприятие материала, вызывает интерес у студентов и повышает мотивацию к изучению предмета.
Ресурсы глобальной системы «Интернет», обучающие сайты, виртуальные атласы анатомии человека, интерактивная доска с программами Mimiostudio позволяет наглядно изучить топографию, строение, физиологию и патологию органов и систем. Программа Microsoft PowerPoint позволяет создавать совместно со студентами мультимедиа-презентации, которые помогают иллюстрировать учебный материал, а программа Microsoft Office Publisherа дает возможность создавать публикации, памятки, буклеты по профилактике заболеваний и пропаганде ЗОЖ. Все это повышает информационную насыщенность учебного процесса, не «загоняет» студентов в рамки программы, а помогает самостоятельно углубить и дополнить знания в области анатомии и физиологии человека и развивает творческие способности, движет к саморазвитию.
Тестовые системы (например, Moodle, eFront, eLearning 4g) за счет встроенных средств статистического анализа результатов тестирования с целью получения характеристик позволяют количественно оценить способность конкретных задач, тестов служить в качестве средства для определения уровня подготовки по предмету и усвоению изученного материала. Возможности мгновенной автоматической проверки и оценки заданий (с закрытым ответом) и автоматическому статистическому анализу теста и его элементов позволяет сократить время проверки работ и дает адекватную оценку усвоенным знания по заданным параметрам.
Интерактивные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией. В результате их использования в учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении в будущей профессии; способствуют развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.
Использование преподавателем таких современных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию профессиональных и общих компетенций обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхина А.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: Учеб. пособие / А.И.Артюхина, В.И.Чумаков. – Волгоград, 2011. – 32 с.
2. Базилевич С.В. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий/ С.В.Базилевич, Т.Б.Брылова, В.Р.Глухих, Г.Г.Левкин // Наука Красноярья. – 2012. -№4. С.103-113.
3. Малинина И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. – 2011. - №11, Т.2. – С. 116-168.
4. Матвиенко О.Н, Матвиенко Е.В. Возможность применения современных компьютерных технологий в процессе изучения анатомии человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-1. – С. 220-222.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.
6. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В.Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.