Вот они вечные истины:
Поздно заметили…мимо прошли… нет!
Не рождаются «трудными» дети!
Просто им вовремя не помогли!
Нет факта более сложного, чем человеческий поступок.
Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение.
«Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога».
(А.А. Сухомлинский).
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берётся за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часть не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С. Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет - это 90% всего воспитательного процесса.
Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители не всегда замечают отрицательные черты в поведении своего «чада», а заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.
Уже в младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник. У него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т. д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребёнка.
Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п. Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая поражаемость, любознательность. В этом возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания и не только со стороны взрослых, но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, а иногда важнее, чем мнение родителей, учителей и других окружающих. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным - все это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к девиантному поведению.
Нарушениями поведения называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в проявлении социально- неодобряемых форм поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным поведением и разрушительными действиями или лживостью. Они также включают в себя антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги.
Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, вызвавших аффективное поведение.
Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Такие дети, есть в каждом классе. Выявление таких детей, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:
- Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,
- Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,
- Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),
- Влияние дурной компании, окружения,
- Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.
Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через эту стадию проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители.
Многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они часто являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запоминающиеся герои кинофильмов с дымящейся сигаретой.
Многие дети говорят о том, что хотели бы попробовать покурить, не прочь выпить немного пива.
Также важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых (так называемое воспитание по типу гипоопеки).
Причины гипоопеки могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственным ребенком, и постоянные конфликты в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родителей становится вполне, казалось бы, понятная — загруженность на работе. Многие из опрошенных родителей с сожалением говорят о том, что на общение с собственным ребенком они могут «выделить» 20—30мин. Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания — гиперопека, когда родители контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему ни малейшей возможности проявить свою самостоятельность. Привыкнув к постоянной опеке, ребенок становится подвластным любому влиянию, в том числе и отрицательному.
В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять с самого начала поступления ребёнка в школу.
Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании. Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся.
Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущенность, т. е. несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений. Появляются проблемы в обучении, общении со сверстниками, учителем.
Классный руководитель должен:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Если у ребёнка возникают проблемы с учебой, во взаимоотношениях со сверстниками, надо их незамедлительно решать, не откладывая на завтра. Нельзя допустить, чтобы у ребенка сформировался комплекс неполноценности, который может привести тому, что он будет искать любые возможности, чтобы компенсировать позицию отстающего.
Основной задачей в работе с проблемными детьми есть и остаётся тесное сотрудничество с семьёй и взаимопомощь.
Работа с детьми, требующими внимания, должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. В данную работу вовлечены все участники образовательно-воспитательного процесса: учителя, родители, педагог-психолог, социальный педагог, администрация школы, и иные органы, и системы профилактики.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребёнок реально находит применение своим возможностям и инициативе. В профилактической деятельности с конкретным человеком, важно не упустить время. Как раз на ранней стадии, когда личность ещё не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остаётся определённый резерв времени.
Предупредительные возможности воспитания являются гораздо более результативными, чем другие средства пресечения, так как правовые меры профилактики, как правило, несколько запаздывают, и начинают оказывать воздействие на детей тогда, когда поступок уже был совершён. Для того, чтобы правовые меры предупреждения работали, они должны быть включены в сознание ребёнка, быть частью его убеждений и опыта, которые могут быть достигнуты посредством целенаправленного воспитательного воздействия. Отношения взаимного доверия и уважения нарушают антиобщественные (асоциальные) установки у несовершеннолетних. Поэтому, важно дать этим детям возможность почувствовать, что они необходимы и полезны для людей и социуму.
Содержание воспитательной работы должно охватывать проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирование культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества. Для решения этих проблем используются разнообразные формы и методы воспитательной работы: классные часы, деловые и ролевые игры, эстетические беседы, диспуты и дискуссии, встречи с интересными людьми, акции, творческие мастерские, выездные экскурсии, походы.