Методы по исследованию полученных знаний в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 3


В педагогике существует несколько методов по исследованию полученных знаний. С помощью которых педагоги добывают знания о процессах и результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности. Существует много методов накопления знаний. Среди них выделим традиционные (эмпирические) и новые (экспериментальные, теоретические).

Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци, применяются они в науке и поныне. К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия его в том, что:

1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

2) результаты обязательно фиксируются;

3) полученные данные обрабатываются, сопоставляются с уже известными, перепроверяются с помощью других методов.

Для большей эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки: он не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, а значит – не может обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Научно–педагогические исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей учебно-воспитательный процесс. Источники информации – классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков и т.п. В них содержится масса объективных данных, помогающих установить причинно-следственные зависимости между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, качеством расписаний и работоспособностью учеников и т.д.

Изучение продуктов ученического творчества – домашних и классных работ по учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества – о многом скажет опытному исследователю. Большой интерес предоставляют и так называемые продукты свободного времени, хобби–занятия. Индивидуальные особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, старательность, прилежание, мотивы деятельности – лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами. Чаще всего этот метод используют во внеурочной деятельности ребёнка.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. С их помощью учителя выясняют чувства и намерения, оценки и позиции своих учеников. Но беседы очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что неясным осталось при наблюдении или использовании иных методов.

К новым методам педагогических исследований относят педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение групповой дифференциации и др.

Учителя начальной школы используют тесты успеваемости, тесты элементарных умений (чтение, письмо, простейшие арифметические операции), а также различные тесты для диагностики достигнутого уровня обученности и развития – школьной зрелости, степени усвоения знаний, умений по учебным предметам и т.д.

Таким образом, с помощью различных методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения и образования, анализируют полученные данные, выводы включают в систему научных знаний. Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Поэтому все они применяются в сочетании. Существует тесная зависимость между уровнем педагогической теории, практики и применяемыми методами исследования.

Учитель начальной школы также проводит различные исследования с целью больше узнать о детях, которых он обучает и воспитывает. Важно придерживаться объективности, логики, системы и последовательности научного анализа. Тогда полученные выводы помогут вам увидеть картину такой, как она есть, а значит, принять правильное педагогическое решение.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно–гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
  2. Антология гуманной педагогики. В 27 кн. М., 2001–2005.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  4. Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.
  5. Вульфов Б. Основы педагогики в лекциях, ситуациях. М., 1997.
  6. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. М., 2003.
  7. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  8. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Педагогика как система научных теорий. М., 1988.
  9. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы. М., 2005.
  10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие. В 2 ч. М., 2004.
  11. Снегуров А.В. Педагогика от «А» до «Я». М., 2003.
  12. Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1989.
  13. Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1985.