Урок математики в 6-м классе по теме "Формулы"

Разделы: Математика, Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»

Класс: 6


Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: формировать понятие: «формула», умение применять формулы при решении задач.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизирование знания учащихся о формулах;
  • обучение умению находить компоненты формул;
  • обучение умению составлять формулы по условию задачи.

Развивающие:

  • развитие умения анализировать прочитанное;
  • развитие внимания;
  • развитие речи;
  • развитие познавательного интереса;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развитие умения применять новые знания;
    • формирование логических умений;
    • развитие умения формулировать тему и цель урока;
    • развитие парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание заинтересованности к изучению математики;
  • воспитание культуры речевого общения;

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение бесконфликтного общения.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

  • сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о числе и числовых системах;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные:

  • сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные результаты:

в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • составление формул.

в ценностно-ориентационной сфере:

  • применение новых знаний в новой ситуации;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь. Начнем наш урок со следующей фразы: «Без математики, друзья, нам прожить никак нельзя!»

Прокомментируйте данную фразу, как вы ее понимаете?

Я не случайно вспомнила сегодня эти строчки, так как материал урока тесно связан с нашей повседневной жизнью. Эти строчки и будут девизом нашего урока.

Открываем тетради, записываем число, классная работа

2. Этап актуализации

Обратите внимание на заголовок к слайду «2/3 правды». Что обозначает дробь 2/3? (доп.: Что показывает числитель? Что показывает знаменатель?). А как Вы понимаете, что такое 2/3 правды?

А теперь обратимся к нескольким математическим утверждениям и определим, какие 2 из 3 будут верны, а какое 1 – ошибочным? И докажем почему.

1. Формула это:
А) пример для вычисления
Б) правила, записанные с помощью равенств, содержащих буквы
В) выражение, в котором числа заменены общепринятыми математическими знаками и буквами

2. Формула для вычисления площади квадрата
А) S=ab
Б) S=aa
В) S=a2

Беседа с учащимися по выявлению цели урока и задач.

- Как вы думаете, какая тема урока, чем мы будем сегодня заниматься на уроке (вычисления по формулам, научиться находить формулы и использовать их при решении задач)

- Действительно, мы будем изучать «Формулы» и научимся применять их на уроке в разнообразных задачах.

3. Этап открытия новых знаний

1. Какие формулы вам известны из курса математики прошлых лет?

По материалу учебника на стр. 134–135 заполните таблицу:

Геометрические формулы

Формулы пути

Формулы стоимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что мы находим по формуле стоимости? (Каким синонимом можно заменить слово «стоимость»).

- Что находим по формуле пути? (Расстояние).

- Что по геометрическим формулам?

- Сегодня мы с Вами будем работать над вычислениями по геометрическим формулам, в частности по формуле нахождения площади.

2. Решим с вами №437. Прочитайте внимательно задание.

- Как получилась данная формула. Записываем решение в тетради.

4. Этап закрепления

- Ребята, ответьте на такой вопрос: Специалистам каких профессии приходится пользоваться формулой вычисления площади ежедневно?

- Сейчас мы с Вами попробуем себя в роли проектировщиков. Кто такой проектировщик? А чтобы понять, какой объект мы будем проектировать, посмотрим на экран. Прочитайте данные слова: Баттерфляй, Кроль, Брасс. Что означают данные слава? (виды плавания). Покажите какие движения делают спортсмены при этом. (Баттерфляй - пловцу необходимо синхронно координировать движения рук и ног, за счёт сильного гребка руками тело спортсмена поднимается над водой, в то время, как тазом нужно совершать волнообразные движения. Кроль - спортсмен должен поочередно делать гребки руками, одновременно работая ногами по траектории вверх-вниз. Брасс - выполняются симметричные движения руками и ногами параллельно поверхности воды).  

В прошлом году в нашем городе проходило голосование, выбирали объект строительства, для развития редкого для нашего округа вида спорта. Какой объект выбрали? (бассейн). Вернее, спортивный комплекс с бассейном. Какой объект мы будем проектировать?

- Что обязательно должно быть в любом спортивном комплексе с бассейном (бассейн, душевая, раздевалка, гардероб….).

- Сейчас мы поработаем парами. На ваших столах лежит белый лист а3. Есть конверты, в них Вы найдете планы различных помещений, которые могут быть использованы для создания проекта. Наша задача спроектировать данный комплекс, а именно разместить в нем все необходимые, на Ваш взгляд, для него помещения. На выполнение этого задания у вас 6 минут.

- Какой набор помещений разместился на плане Вашего здания? Какого размера бассейн? Какого размера гардероб? А какого размера Ваше здание? (Не знаем).

-  А как узнать размер здания? Вспомните задачу, которую мы решали в начале урока. Значит что нам нужно сделать? Рассчитать площадь Ваших отдельно взятых помещений и что с ними сделать? (Сложить). Давайте составим и запишем в тетрадь  формулу для вычисления общей площади S = S1 + S2 + …

Давайте определим площадь Вашего здания. Все вычисления записываем в тетради.

- Запишите крупно общую площадь здания на Вашем проекте. А теперь по одного представителя от команды, прошу разместить проект Вашего здания на доске. Будем выбирать бассейн для нашего города.

5. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока

- Обратите внимания, спортивные комплексы каких площадей нам представлены? Как вы рассчитали эту площадь? Какой бассейн самый большой? Самый маленький? Какой будет стоить дороже в строительстве? Какой по размеру и цене реально построить у нас в городе? (Доп. Нужно понимать, что у нас население 47.000, нужен ли большой?).

- Хорошо, мы с Вами выбрали несколько проектов. Предлагаю Вам такую идею, мы с Вашим классным руководителем напишем о нашем мероприятии заметку, сфотографируем Ваши проекты, Вас с ними и отправим это на сайт ЗГО, может быть, администрация города заинтересуется и возьмет для строительства басенного комплекса какие-то идеи.

- Понравилось ли Вам сегодня попробовать себя в роли проектировщика? Какие математические навыки Вам понадобились? Чем Вы пользовались при расчетах? Важно ли уметь пользоваться формулами? Как Вы поняли для чего?

6.  Домашнее задание

- Рассчитать стоимость земли под Ваше здание. Для этого найдите стоимость одного квадратного метра земли в нашем городе, воспользоваться формулой стоимости.