Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель: формировать понятие: «формула», умение применять формулы при решении задач.
Задачи:
Образовательные:
- систематизирование знания учащихся о формулах;
- обучение умению находить компоненты формул;
- обучение умению составлять формулы по условию задачи.
Развивающие:
- развитие умения анализировать прочитанное;
- развитие внимания;
- развитие речи;
- развитие познавательного интереса;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умения применять новые знания;
- формирование логических умений;
- развитие умения формулировать тему и цель урока;
- развитие парной работы.
Воспитательные:
- воспитание заинтересованности к изучению математики;
- воспитание культуры речевого общения;
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение бесконфликтного общения.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
- сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о числе и числовых системах;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- составление формул.
в ценностно-ориентационной сфере:
- применение новых знаний в новой ситуации;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Здравствуйте. Садитесь. Начнем наш урок со следующей фразы: «Без математики, друзья, нам прожить никак нельзя!»
Прокомментируйте данную фразу, как вы ее понимаете?
Я не случайно вспомнила сегодня эти строчки, так как материал урока тесно связан с нашей повседневной жизнью. Эти строчки и будут девизом нашего урока.
Открываем тетради, записываем число, классная работа
2. Этап актуализации
Обратите внимание на заголовок к слайду «2/3 правды». Что обозначает дробь 2/3? (доп.: Что показывает числитель? Что показывает знаменатель?). А как Вы понимаете, что такое 2/3 правды?
А теперь обратимся к нескольким математическим утверждениям и определим, какие 2 из 3 будут верны, а какое 1 – ошибочным? И докажем почему.
1. Формула это:
А) пример для вычисления
Б) правила, записанные с помощью равенств, содержащих буквы
В) выражение, в котором числа заменены общепринятыми математическими знаками и буквами
2. Формула для вычисления площади квадрата
А) S=ab
Б) S=aa
В) S=a2
Беседа с учащимися по выявлению цели урока и задач.
- Как вы думаете, какая тема урока, чем мы будем сегодня заниматься на уроке (вычисления по формулам, научиться находить формулы и использовать их при решении задач)
- Действительно, мы будем изучать «Формулы» и научимся применять их на уроке в разнообразных задачах.
3. Этап открытия новых знаний
1. Какие формулы вам известны из курса математики прошлых лет?
По материалу учебника на стр. 134–135 заполните таблицу:
Геометрические формулы | Формулы пути |
Формулы стоимости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Что мы находим по формуле стоимости? (Каким синонимом можно заменить слово «стоимость»).
- Что находим по формуле пути? (Расстояние).
- Что по геометрическим формулам?
- Сегодня мы с Вами будем работать над вычислениями по геометрическим формулам, в частности по формуле нахождения площади.
2. Решим с вами №437. Прочитайте внимательно задание.
- Как получилась данная формула. Записываем решение в тетради.
4. Этап закрепления
- Ребята, ответьте на такой вопрос: Специалистам каких профессии приходится пользоваться формулой вычисления площади ежедневно?
- Сейчас мы с Вами попробуем себя в роли проектировщиков. Кто такой проектировщик? А чтобы понять, какой объект мы будем проектировать, посмотрим на экран. Прочитайте данные слова: Баттерфляй, Кроль, Брасс. Что означают данные слава? (виды плавания). Покажите какие движения делают спортсмены при этом. (Баттерфляй - пловцу необходимо синхронно координировать движения рук и ног, за счёт сильного гребка руками тело спортсмена поднимается над водой, в то время, как тазом нужно совершать волнообразные движения. Кроль - спортсмен должен поочередно делать гребки руками, одновременно работая ногами по траектории вверх-вниз. Брасс - выполняются симметричные движения руками и ногами параллельно поверхности воды).
В прошлом году в нашем городе проходило голосование, выбирали объект строительства, для развития редкого для нашего округа вида спорта. Какой объект выбрали? (бассейн). Вернее, спортивный комплекс с бассейном. Какой объект мы будем проектировать?
- Что обязательно должно быть в любом спортивном комплексе с бассейном (бассейн, душевая, раздевалка, гардероб….).
- Сейчас мы поработаем парами. На ваших столах лежит белый лист а3. Есть конверты, в них Вы найдете планы различных помещений, которые могут быть использованы для создания проекта. Наша задача спроектировать данный комплекс, а именно разместить в нем все необходимые, на Ваш взгляд, для него помещения. На выполнение этого задания у вас 6 минут.
- Какой набор помещений разместился на плане Вашего здания? Какого размера бассейн? Какого размера гардероб? А какого размера Ваше здание? (Не знаем).
- А как узнать размер здания? Вспомните задачу, которую мы решали в начале урока. Значит что нам нужно сделать? Рассчитать площадь Ваших отдельно взятых помещений и что с ними сделать? (Сложить). Давайте составим и запишем в тетрадь формулу для вычисления общей площади S = S1 + S2 + …
Давайте определим площадь Вашего здания. Все вычисления записываем в тетради.
- Запишите крупно общую площадь здания на Вашем проекте. А теперь по одного представителя от команды, прошу разместить проект Вашего здания на доске. Будем выбирать бассейн для нашего города.
5. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока
- Обратите внимания, спортивные комплексы каких площадей нам представлены? Как вы рассчитали эту площадь? Какой бассейн самый большой? Самый маленький? Какой будет стоить дороже в строительстве? Какой по размеру и цене реально построить у нас в городе? (Доп. Нужно понимать, что у нас население 47.000, нужен ли большой?).
- Хорошо, мы с Вами выбрали несколько проектов. Предлагаю Вам такую идею, мы с Вашим классным руководителем напишем о нашем мероприятии заметку, сфотографируем Ваши проекты, Вас с ними и отправим это на сайт ЗГО, может быть, администрация города заинтересуется и возьмет для строительства басенного комплекса какие-то идеи.
- Понравилось ли Вам сегодня попробовать себя в роли проектировщика? Какие математические навыки Вам понадобились? Чем Вы пользовались при расчетах? Важно ли уметь пользоваться формулами? Как Вы поняли для чего?
6. Домашнее задание
- Рассчитать стоимость земли под Ваше здание. Для этого найдите стоимость одного квадратного метра земли в нашем городе, воспользоваться формулой стоимости.