Методическая разработка классного часа – игры по станциям «Мы – твои друзья, природа!»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Игра по станциям, младшие школьники, Всемирный день охраны окружающей среды


1. Тематическое направление. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Экологическое воспитание. «Мы - твои друзья, природа!»

Сценарий мероприятия, посвящённого Всемирному дню охраны окружающей среды (младшие школьники). Мы наблюдаем экологическую катастрофу планетарного масштаба во всех ее проявлениях. Поэтому очень важно научить детей бережно относиться к окружающей среде, от этого зависит дальнейшее существование на Земле такого вида как человек.

2. Целевая аудитория – младшие школьники (3-4 класс)

3. Роль и место в системе, связь с другими мероприятиями

Проведению мероприятия предшествует система классных часов в том числе проведение классных часов с помощью ресурса http://экокласс.рф/, система уроков по предмету Окружающий мир.

4. Цели и задачи мероприятия, планируемые результаты

Цель: экологическое просвещение.

Задачи:

  • распространение экологических знаний,
  • предоставление информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования основ экологической культуры.

Планируемые результаты:

  • воспитание бережного отношение к природе, любви к родному краю;
  • ориентирование детей на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде, как нормы жизни;
  • повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.

5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование его выбора

Форма: классный час.

Работа в команде и дух соперничества вызывают наибольшей интерес у любой возрастной группы, способствуют сплочению коллектива, развитию лидерских качеств и умения каждого работать в команде для получения наилучшего результата.

6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Технологии: здоровьесберегающие, коллективного творческого дела, информационно-коммуникативные.

Методы: игра по станциям.

7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия

Для проведения игры класс делится на три команды.

От каждой команды детей на игру приглашается родитель, который будет участником жюри.

Игра проводится как игра по станциям: «Шифровальщики», «Домашнее задание», «Конкурс капитанов», «Спасатели».

Каждая команда заблаговременно (за 2-3 дня) получает задания:

  • Выбрать капитана.
  • Подготовить приветствие (конкурс чтецов).
  • Придумать название и девиз.
  • Нарисовать визитку команды.

Конкурс-игра начинается с приветствия учителя. Учитель настраивает детей на игру, на честную борьбу. Акцентируются правила работы в команде. Представляется жюри.

Бросается жребий и команды получают номер, который определяет последовательность выступления команд.

В ходе мероприятия командами выполняются задания, жюри оценивает и подводит итоги, в конце награждение команды-победителя, команд-призеров. Члены жюри получают благодарственные письма от классного руководителя за помощь в проведении игры.

Ход мероприятия

1. Разминка. Конкурс «Шифровальщики». Работа в группах

Ребятам выдается задание отгадать загадки и по первым буквам отгадки расшифровать слова.

Команда 1. МЫ - ТВОИ

1

2

 

3

4

5

6

 

 

-

 

 

 

 

М - медведь.

Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.

Ы -

5 буква с конца русского алфавита.

Т- тигр.

«Кошка» эта, что в лесах,
Самая большая.
Есть амурская.
Живёт, Край свой украшая.

В - волк.

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

О - овца.

Свяжет варежки бабуля
Для себя и внучки Юли,
Свяжет свитер для отца.
Ну, а шерсть ей даст…

И - индюк.

Во дворе он сельском ходит,
Все неладным том находит.
Не встречал я злее злюк!
Птица та - болтун ...

Команда 2. ДРУЗЬЯ

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Д - дельфин.

Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это?

Р - рысь.

Кошка красивая, мех рыжеватый,
Кисточки уши и мощные лапы.
Только, пожалуй, ты с ней не водись -
Хищник опасный. Зовут её ...

У - утка.

Гонит в воду мать взашей
Непослушных малышей:
"Что? Боитесь? Ну и шутки!
Кря-кря-кря! Ведь вы же

З – зубр.

Чем-то на быка похож,
Только помощнее,
Обитает он в лесу,
Бороду имеет!

Ь –

4 буква с конца русского алфавита.

Я – ящерица.

Я поймать ее пытался,
Но в руке лишь хвост остался.
А ее простыл и след:
Под корягу шмыг - и нет!

Команда 3. ПРИРОДА

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

П - павлин.

Что за птица - просто дива
Распускает хвост красиво
Ну, а если запоет
Караул кричит народ.

Р-рысь.

Кошка красивая, мех рыжеватый,
Кисточки уши и мощные лапы.
Только, пожалуй, ты с ней не водись -
Хищник опасный. Зовут её ...

И - индюк.

Во дворе он сельском ходит,
Все неладным том находит.
Не встречал я злее злюк!
Птица та - болтун ...

Р -

Та же буква, что во 2 загадке.

О - овца.

Свяжет варежки бабуля
Для себя и внучки Юли,
Свяжет свитер для отца.
Ну, а шерсть ей даст…

Д - дельфин.

Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это?

А - антилопа.

Короткий хвост,
Рога с изгибом,
Быстра, красива,
Всем на диво.
Глаза большие,
Стройны ножки,
И зовусь я …

Полученные и записанные слова складываются во фразу «Мы - твои друзья, природа». Название записывается на доске.

Ребята с помощью учителя формулируют тему классного часа и задачи.

Подведение итогов 1 этапа.

За каждую правильно отгаданную загадку начисляется 1 балл (максимум 6 баллов).

Если дети не справились, не отгадали загадку, то они обращаются за помощью к другим командам.

За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.

II. Конкурс «Домашнее задание»

Конкурс чтецов, представление девиза и визитной карточки команды.

Яков Аким

Наша планета

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Елена Смирнова

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

Римма Алдонина

Экологическое

Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.
Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.
Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!
Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел.
Подведение итогов.

Максимальная оценка за конкурс чтецов 5 баллов, за девиз и визитку 5 баллов.

III. «Конкурс капитанов»

Вступительное слово учителя к конкурсу.

В 1949 году при международном союзе охраны природы была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. И выяснили, что за 200 лет с 1600по 1800 год с лица Земли с «помощью» человека исчезло 33 вида животных, с 1800-1900 год (еще за 100 лет), еще 33 вида

С развитием технического прогресса с 1900 по 1910 (за 10 лет) – 52 вида.

По данным Международного союза охраны природы за последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных и растений.

Каждому капитану задается по несколько вопросов по очереди, на раздумье 5 сек. Если капитан не отвечает, вопрос переходит сопернику.

Вопросы капитанам:

  1. Как называется необычная книга, в которой перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть? (Красная книга).
  2. Почему этой книге дали такое название? (Красный цвет светофора – цвет опасности, поэтому и книге дали такое название).
  3. Правда ли, что в Красной книге есть чёрные страницы, и что они означают? (Да, правда, это страницы, где перечислены навсегда исчезнувшие виды).
  4. Что означают зеленые страницы? (Те животные, которых нам удалось сохранить и спасти их от вымирания (лось, речной бобр).
  5. Как вы думаете, с какой скоростью исчезают виды растений и животных в настоящее время? (В начале 20 века исчезал лишь один вид животных за год, а сейчас 1 вид в сутки).
  6. Эта птичка раньше встречалась на озере Сенеж нашего района, ее название совпадает с общим названием ядовитого гриба? (Поганка).
  7. Животное известно во всем мире, ведь именно оно нарисовано на эмблеме Всемирного фонда дикой природы. (Большая панда).
  8. Самое редкое животное в мире, которое, включено в Красную Книгу. Распространен на юго-востоке России и считается самым крупным из своих сородичей. (Амурский тигр).
  9. Полтора века назад хищника можно было встретить в южной части ныне Приморского края. Человеку пришлась по нраву их красивая шкура. В России осталось всего 30 кошек, еще 10 обитает в Китае. (Дальневосточный леопард).

IV. Конкурс «Спасатели». Работа в группах

Командам предлагаются тексты, которые необходимо дополнить картинками и прочитать. Картинки напечатаны на цветном принтере. Их нужно вырезать и вклеить на пропущенные места.

Для 1-й команды

Для 2-й команды

Для 3-й команды

Ребята вырезают картинки и вклеивают их на место пропуска.

После выполнения задания представители команды выходят и читают получившиеся тексты.

Максимальная оценка - 5 баллов.

V. Подведение итогов

Пока жюри считает баллы, детям предлагается просмотр мультфильма «Мальчик и земля» https://www.youtube.com/watch?v=49x9qCDcF_s Жюри подводит итоги, награждает победителей.

Итоговое слово классного руководителя. Поздравление команды-победителя, ободрение команд-призеров, благодарность родителям, принявшим участие в работе жюри

Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия: ресурсы сети Интернет, цветной принтер, ноутбук, проектор.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике классного руководителя.

Данной игре должна предшествовать работа по направлениям, затронутым в разработке. Это и конкурсы чтецов, ведение проектной работы, в результате работы был создан литературно-художественный журнал «Мы - твои друзья, природа», классные часы по экологической тематике. То есть дети должны знать многие факты и информацию, а также уметь выполнять аналогичные задания.