Урок по духовно-нравственному воспитанию в рамках Рождественских чтений. Тема: «Духовные поиски человека в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша»

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, Рождественские чтения, И.С.Шмелев «Неупиваемая Чаша», И.С.Шмелев


Цели:

  • постижение идейно-художественного своеобразия повести «Неупиваемая Чаша», стиля и замысла автора;
  • анализ отрывков из литературной критики;
  • знакомство с живописью и музыкой духовного содержания, молитвой «Царице Моя Преблагая»;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • развитие интереса к творчеству И.С.Шмелева, музыке П.И.Чайковского, Шуберта;
  • воспитание духовно-нравственных ценностей русской православной культуры.

Оборудование:

  • интерактивная доска с презентацией: портрет И.С.Шмелева;
  • отрывки из текста повести «Неупиваемая Чаша»,
  • слайды с картинами русских художников-пейзажистов в сопровождении музыки Чайковского «Времена года. Осенняя песнь»,
  • слайды с картинами итальянских художников в сопровождении песни «Голубка» в исполнении Р.Лоретти,
  • слайды икон Божией Матери в сопровождении церковного хора (молитва «Царице Моя Преблагая»),
  • слайды с изображениями Мадонны в сопровождении «Ave Maria» Шуберта.

План урока:

  1. вступительное слово учителя, постановка проблемного вопроса, целей и задач урока
  2. беседа по содержанию с элементами выразительного чтения текста
  3. словарная работа
  4. знакомство с материалами презентации
  5. подведение итогов, ответ(ы) на проблемный вопрос
  6. задание на дом

Технологии:

  • информационно-коммуникативные технологии
  • технология проблемного обучения
  • технология группового обучения

Ход урока

1. Вступление

Наш сегодняшний урок проводится в рамках Рождественских чтений, поэтому не удивляйтесь тому, что мы услышим молитву в исполнении церковного хора, увидим репродукции икон и попытаемся решить вопросы духовного и даже богословского содержания, православной этики.

В классе у нас есть представители разных конфессий и атеисты. Обращаюсь к вам: отнеситесь к содержанию нашего урока, как к культурологической информации, поскольку любая мировая религия является культурообразующей.

- Кстати, давайте дадим определение этому термину – что значит «культурообразующая религия»? /К.р. определяет систему нравственных, этических, культурных ценностей её носителей, дает материал для искусства – архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, литературы, театра, кино…/

- Обратимся к теме урока. Как вы уже догадались, мы проследим за духовными поисками Ильи Шаронова, главного героя повести, крепостного живописца. В конце урока вам предстоит сделать вывод: путь Ильи – это духовное восхождение или дорога вниз, а также определить свое отношение к последней работе мастера – иконе «Неупиваемая Чаша». Предлагаю вашему вниманию цитаты из литературной критики – это материал к размышлению.

Мнение литературного критика В.И.Мельника: «Пишет Илья "Неупиваемую Чашу" как святой лик Анастасии.  Но в то же время он борется со своей грешной земной страстью к чужой жене. В этой борьбе он изнемогает, но побеждает. Это явная параллель, данная Шмелевым к известному требованию длительного и упорного поста, духовного подвига, необходимого иконописцу, когда он приступает к работе над иконой.  Победа над собой, над своим грехом, над блудной страстью была истинной и полной. Вот почему икона, написанная Ильей, чудотворит.»

Мнение доктора филологических наук А.М.Любомудрова: «Раннее творчество Шмелева не было религиозным…Церковные таинства, обряды, если и отражаются на страницах его книг, то играют либо эстетическую роль,…либо освещаются с чисто рационалистических позиций…А в «Неупиваемой Чаше» духовное вообще закрыто перед автором, так как он преклоняется перед гениальной личностью иконописца, пишущего образа по своей воле, создающего в любовном экстазе якобы чудотворную икону»

Итак, перед вами две полярные точки зрения на повесть Шмелева, её героя и написанную им икону. Разделите тетрадь на три колонки. В первую и вторую запишите тезисно мнения Любомудрова и Мельника, а третью оставьте свободной – в конце урока вы запишете в неё своё мнение по указанным проблемам, а последующий ход урока поможет вам в этом.

2. Беседа по содержанию

Глава 1

- Время написания и время, изображенное в повести?

- По каким «приметам» это можно определить?

- В каком возрасте попадает Илья в дом помещика?

- Работа по сравнению с крестьянским трудом легкая – почему так горько живется мальчику?

- Какие были пути выхода у ребенка (один из них попытался осуществить взрослый, крепостной Игнашка, и попал на каторгу, так и не наказав обидчика)?

- Какой путь выбирает Илья? /Он идет в монастырь рассказать о своем горе и позоре/

- Сравните внутренний мир барина и мальчика-слуги.

- Что советует ему монахиня? /Прочитать молитву Божьей Матери перед её иконой/

Попробуем почувствовать состояние Ильи.

Приложение 1

*Предлагаю вам послушать молитву «Царице Моя Преблагая» в исполнении Церковного хора и посмотреть наиболее любимые в народе иконы Божьей Матери. Чтобы ваше восприятие было более осмысленным, у вас на партах лежит текст молитвы.*

...Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице,
приятелище сирых и странных предстательница,
скорбящих радосте, обидимым покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь,
помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши:
яко не имам иныя помощи разве Тебе,
ни иныя предстательницы,
ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати,
яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Словарная работа:

  • Выпишите старославянизмы и архаизмы.
  • Постарайтесь определить их значение.
  • Какой устаревший падеж используется?
  • Когда человек обращается к этой молитве?
  • Почему она близка Илье?

*** Приятелище – приют; сирых – сирот, обездоленных; странных – странников; зриши – видишь.

Человек обращается к этой молитве, когда, по Достоевскому, «уже некуда больше идти»/

Главы 2-6

- Кто из героев мог бы сказать о себе словами Барона из пьесы «На дне»: «Всю свою жизнь я только переодевался»?

- Запишите в тетрадь перемену костюма Ляпунова-младшего /Мундир - халат - власяница - мундир - домашний сюртук/

- Назовите «этапы» увлечений молодого барина. Сравните его с отцом и крепостным Ильей. В чем вы видите сходства и отличия?

- Траекторию духовного пути Ляпунова как бы вы изобразили? Почему? /Взлеты и падения: полученное образование требует духовного роста, а слабоволие и приземленная порода ляпуновская берут свое/

- Однако в судьбе Ильи молодой барин трижды сыграл благородную роль. Назовем эти примеры.

- Первое ощущение радости бытия, благодати когда и почему испытывает Илья? /Во время работы в монастыре: радость творчества, пребывания в храме, радость общения с Арефием и другими мастерами/

- Проанализируем речь Арефия. Выпишите наиболее характерную его лексику. О чем она говорит? Какая вера у Арефия?/ «Братик - голубчики, чудо божие, радость несказанная, нимбик, свежохонькое яичко». Вера Арефия не суровая, а ласковая, светлая, радостная, чистая, младенчески наивная./

Главы 7-8. В Италии

- Почему молодой барин решил отправить Илью на обучение в Италию?

- Какие это были годы для Ильи?

Попробуем представить состояние героя.

Приложение 2

*Демонстрация на слайдах репродукций картин итальянских художников-пейзажистов в сопровождении народной песни «La paloma» в исполнении Робертино Лоретти.*

- Какое впечатление об Италии создается? /Солнечная, радостная, светлая страна/

- Мы почувствовали это средствами музыки и живописи, а теперь обратимся к искусству слова. Как Шмелев передает нам чувства Ильи?

/Выразительное чтение отрывка из повести «Неупиваемая Чаша»/

Все радостное и светлое было в теплом краю, где он жил. Грубого слова, ни окрика не услыхал он за эти три года. Ни одной слезы не видал и думал - счастливая сторона какая. Песен веселых много послушал он: пели на улицах, и на площадях, и на деревенских дорогах, и по садам, и в полях. Везде пели. А были дни праздников - тогда и пели, и кидались цветами. А за крестным ходом - видел Илья не раз - выпускали голубей чистых и жгли огни с выстрелами: радовались.

Многое множество цветов было кругом - белые и розовые сады видел Илья весною: и лилии белые, тихие цветы мучеников, и маленькие фиалки, и душистая белая акация, миндаль и персик, пахучие, сладкие цветы апельсинных и лимонных деревьев, и еще многое множество роз всякого цвета.

- Почему Илья, несмотря на заманчивые предложения своего учителя, независимость и свободу творчества в Италии, принимает решение вернуться на родину? /Он хочет послужить своим односельчанам, принести в их жизнь радость, расписать новую церковь, к тому же он скучает по России/

/Чтение наизусть отрывка из повести/

Но весной до тоски тянула душа на родину.

Помнил Илья тихие яблочные сады по весне, милую калину, как снегом заметанные черемухи и убранные ягодами раскидистые рябины. Помнил синие колокольчики на лесных полянах, восковые свечки ладанной любки, малиновые глазки-звездочки липкой смолянки и пушистые георгины, которыми убирают Животворящий Крест. И снеговые сугробы помнил, вьюжные пути и ледяные навесы в соснах. Помнил гул осенних лесов, визг и скрип санный в полях и звонкий и гулкий, как колокол, голос мороза в бревнах. Весенние грозы в светлых полях и ласковую милую с детства радугу.

Бедную церковь видел Илья за тысячи верст, и не манили его богатые, в небо тянувшиеся соборы. Закутку в церкви своей помнил Илья, побитую жестяную купель и выцелованные понизу дощатые иконы в полинялых лентах. Сумрачные лица смотрели за тысячи верст, лохматые головы не уходили из памяти. Ночью просыпался Илья после родного сна и тосковал в одиноких думах.

- Сравним слова Шмелева с образами музыки и живописи.

Приложение 3

*Демонстрация на слайдах картин русских художников-пейзажистов под «Осеннюю песнь» Чайковского*

Главы 9-10. На родине

- Как отнеслись односельчане к новому Илье, с вольным взглядом, в европейском костюме?

/Он стал для них чужим. Его труд им кажется легким, они не понимают, что он старается принести в их жизнь свет, радость/

- Илья расписал новую церковь. Что говорит дьячок Каплюга о его работе?

/ «По-новому пишешь, Илья. Красиво, а строгости-то нет»/

- Ответ Ильи?

/ «Старое было строгое. Радовать вас хочу, потому и пишу веселых»/

- Принципы письма какого русского иконописца напоминают взгляды Ильи?

/Андрея Рублева/

- Что повлияло на манеру иконописных работ Ильи?

/Пребывание, в Италии, знакомство с работами художников эпохи Возрождения/

Словарная работа с элементами исследования.

  • Некоторые критики утверждают, что работам Ильи свойственен антропоцентризм, в то время как русская иконопись основана на принципах христоцентризма.
  • Запишите в тетрадь эти два термина, дайте им определение, исходя из их состава.
  • Подумайте, какой из этих принципов кажется вам более близким? Какой принцип способствует духовному развитию человека?
  • В чем православные философы видят опасность антропоцентризма?
  • Какое логическое продолжение он имеет в нравственном развитии человека и общества?

*** Антропоцентризм приводит к эгоизму, индивидуализму, разобщенности, а одной из ценностей православия является соборность как духовное единение народа/

Главы 11-16. Анастасия

- Что узнает Илья о молодой госпоже еще до встречи с нею?

- Зачитаем описание первой встречи Ильи со своей госпожой.

В белом платье была новая госпожа - в первый раз видел ее Илья так близко. Юной и чистой, отроковицей показалась она ему. Белой невестой стояла она посреди церкви, с полевыми цветами. Радостный и смущенный смотрел Илья на ее маленькие ножки в белых туфлях.

Увидел всю нежную красоту ее - радостные глаза-звезды, несбыточные, которых ни у кого нет, кроткие черты девственного лица, напомнившие ему его святую Цецилию, совсем розовый рот, детски полуоткрытый, и милое платье, падающее прямыми складками.

Как тихие голоса в органе был ее голос, как самая нежная музыка, которую когда-либо слышал Илья, были ее слова. Он, словно поднятый от земли, смотрел на это неземное лицо, лицо еще никем не написанной Мадонны, на ее неопределимые глаза, льющие радостное, казалось ему, сияние.

Смотрел Илья на госпожу свою, на ее бледные маленькие руки. Все жилки принял в себя, все бледно-розовые ноготки на пальцах. И темные, бархатные брови принял, темные радуги над бездонным морем, и синие звезды, которые не встречал ни на одной картине по галереям. Вливал в себя неземное, чего никогда не бывает в жизни.

- Кого напоминает нам Илья в своем восприятии красоты и гармонии любимой женщины? /Желткова из «Гранатового браслета» и даже Данте в его сонетах о Беатриче/

- Как автор показывает духовную близость Анастасии и Ильи?

/Они одинаково воспринимают искусство, Анастасия чувствует замысел Ильи в его работах, он читает её мысли и вопросы в её глазах/

- Почему так раздражается Сергей Дмитриевич во время их беседы?

/Он чувствует себя лишним и даже недостаточно образованным на фоне своего крепостного/

- Как вы думаете, в нарушении какой заповеди обвиняют православные критики героев «Неупиваемой Чаши» и «Гранатового браслета»? Ваше мнение?

/Эта заповедь - «Не сотвори себе кумира». Однако чувства героев – это восприятие идеала женщины, в чем-то похожей на Богоматерь/

- Какие черты Анастасии позволили Илье писать с неё образ Божией Матери?

/Смирение, терпение, доброта, вера, отзывчивость, бескорыстие/

- Сходство восприятия любимой женщины Ильёй и поэтами-символистами 20 века?

3. Подведение итогов

- Вернемся к проблемному вопросу начала урока. Зачитаем еще раз слова Любомудрова и вспомним фрагмент текста, где описываются муки Ильи при работе над портретом и иконой. В чем высказывание профессора справедливо, а с чем вы не согласны?

/ Илья действительно «был одержим страстью к чужой жене», но любовь духовная, платоническая преодолевает это влечение/

- Что вкладывает Илья в свою последнюю работу?

/Любовь ко всему Божьему миру, со всеми его радостями и печалями. Он благословляет эту жизнь/ Зачитаем описание иконы Неупиваемая Чаша.

И тут в первый раз увидал Каплюга икону, завешенную новой холстиной. Приказал Илья снять покрывало, и увидали все Святую с золотой чашей. Лик Богоматери был у нее - дивно прекрасный! - снежно-белый убрус, осыпанный играющими жемчугами и бирюзой, и "поражающие" - показалось дьячку - глаза. Подивился Каплюга, почему без Младенца писана, не уставно, но смотрел и не мог отвести взора. И совсем убогий, полунемой, кривоногий скотник Степашка посмотрел и сказал - радостная.

- Для православного человека важен конец жизненного пути. Вспомним последние часы Ильи.

/Он исповедовался, причастился и соборовался. Наверное, это все-таки был путь духовного восхождения и преодоления греха/

- Вспомните задание начала урока: третья колонка в таблице осталась свободной. Впишите в неё свое мнение о земном пути Ильи и созданной им иконе – считаете ли вы, что икона, созданная таким образом, могла стать чудотворной.

Приложение 4

*Во время написания звучит «Ave Maria» Шуберта*

- Завершая урок, обратимся к названию повести. В литературной критике есть множество точек зрения на смысл заглавия: это и чаша жизни Ильи, и чаша людского земного страдания…Предлагаю вам посмотреть на репродукцию иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Если кто-то из вас бывает в церкви, скажите, какую чашу она нам напоминает?

/Чашу, из которой священник причащает прихожан/

- Какой символический смысл имеет причастие? Синоним к этому слову? (Задание было дано заранее, поскольку воцерковленных людей в классе мало)

/Причастие – Евхаристия, превращение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. Обычай этот ввел сам Иисус во время Тайной Вечери со своими учениками. Евхаристия означает приобщение верующего к Божественной природе Христа и принятие Его жертвы во имя спасения людей./

Домашнее задание: написать сочинение «Духовные поиски Ильи Шаронова в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша».