В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость.
Маленький ребенок становится человеком только в общении cо взрослыми и сверстниками. Через общение он становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества [2, с. 2].
Младший школьный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие младшие школьники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. А потому задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Актуальность формирования коммуникативных навыков первоклассников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения второго поколения (ФГОС) этот процесс вновь приобретает первостепенную важность.
Анализ практики показал, что в начальной школе работа по формированию коммуникативных навыков проводится бессистемно, то есть не учитывается последовательная взаимосвязь в овладении коммуникативными действиями. Учителя испытывают трудности в организации работы по данному направлению, так как в условиях вариативных образовательных технологий сложно найти адекватные методы стимулирования учеников к эффективному взаимодействию [1, с. 4].
В связи с этим определили цель: формирование социальных умений и коммуникативных навыков у первоклассников, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
- Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
- Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
- Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
- Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
Для достижения положительных результатов по данному направлению в своей работе использую следующие методы и приемы:
- Словесные (рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, чтение художественных произведений);
- Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, презентаций);
- Практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, театрализация, решение социально-нравственных задач);
- Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация, пальчиковые игры, психогимнастика, ниткопись, дыхательные гимнастики, подвижные игры, сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений).
Опыт работы с первоклассниками показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. При составлении занятий стараюсь включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.
Использую приём ниткопись. Это изобразительную деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных нитей на поверхность шероховатого или ворсистого материала. После создания изображения предлагаю закрыть глаза (помечтать) и составить сказку о «нарисованном» предмете.
На занятиях психогимнастики дети учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в общении. Через развитие эмоциональной сферы они лучше понимают себя и других, имеют возможности для самовыражения. Особое значение в психогимнастике придается общению первоклассников со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья и развития ребенка. Так, например любимые игры детей «Разведчики», «Хвост дракона», «Нитка и иголка» развивают внимание, наблюдательность, снижают эмоциональное напряжение. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.
Одним из интересных направлений работы является проведение с детьми различных экскурсий, которые несут как практические, так и теоретические знания. Длительная экскурсия позволяет ребенку долго пробыть на свежем воздухе, дать организму умеренную физическую нагрузку, а также узнать много нового и интересного.
Важное средство развития навыков совместной деятельности - сюжетно-ролевая игра. Дети сочиняют сюжеты, обыгрывают их. Очень важно участие взрослого в игре, который задает наводящие вопросы, помогает детям обыграть сюжет. В играх детей, наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки, эмоции. Необходимо научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Развивать умение действовать с учетом потребностей, интересов остальных.
Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной и проектной деятельности. Вместе с первоклассниками мы пробовали инсценировать сценки, юморески, короткие сказки. Работая в парах и микрогруппах, создавали небольшие проекты и мини-презентации («Мир наших увлечений», «Азбука здоровья» и др.)
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у первоклассников способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении.
Список литературы:
- Кононова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению: автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук – Киров, 2002. – 45 с.
- Лесняк И.В. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников: автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Тамбов, 2011. – 23 с.
- Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2005. – 111 с.