Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Обществознание» разработана для обучающихся 6 классов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС), Примерной общеобразовательной программой основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 13 с углубленным изучением предметов», примерной программы по обществознанию (стандарты второго поколения), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с использованием авторской рабочей программы по обществознанию 5- 9 классы/ составитель А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина. Данная программа рассчитана на 34 часа. (1 учебный час в неделю).
Цели изучения предмета:
В соответствии с ФГОС ООО цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности;
- развитию личности, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической, правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; формированию способности к самоопределению, самореализации, самоконтроля;
- формированию целостной картины общества, освоению тех знаний о сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.
Обществознание является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако, зачастую изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
- формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема I. Человек в обществе (11 ч)
Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке? Общественные науки. Парадокс Сократа. Человек, его поведение в коллективе, обществе, государстве. Какие вопросы изучают общественные науки? Необходимость знания истории, особенностей жизни общества, государства. Что такое человек? Теории происхождения человека. Сильные и слабые стороны человека. Человек как существо общественное и биологическое. Человеческое достоинство, его качества. Два человеческих «Я»: первое — то, что видят люди, второе — что человек сам о себе думает. «Внешние» признаки и «внутренние» качества человека. Внутренний мир человека. Почему люди улыбаются друг другу? Материальная и духовная культура. Культура общения. Стремление понять друг друга. Эмоциональные состояния при общении. Почему в благополучных цивилизованных странах все друг другу улыбаются? Доброжелательность. Терпимость, толерантность. Что такое равнодушие и как помочь ближнему? Чем можно обидеть человека? Равнодушие к чужим бедам. Поглощенность своими интересами. Бестактность, грубость. Ложное покровительство. Благотворительность. Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине? Он и она. Семья. Роль и предназначение женщины в семье. Брак. Разве это плохо, что мы разные? Разнообразие народов и культур. Понятие «народ». Межнациональное общение. «Свои» и «чужие». Взаимное обогащение народов в процессе общения. Культура. Россия — многонациональная страна. Что мешает людям разных национальностей быть добрыми соседями и друзьями? Правила, которые необходимы в многонациональном государстве. Обычаи и традиции. Национальные традиции. Особенности характера народа и его традиции. Традиции почтительного отношения к старшим, забота о детях, женщинах, слабых и больных. Почему надо беречь национальные традиции и национальную культуру? Нужно ли нам физическое совершенство? Здоровье человека. Забота о здоровье и физическом развитии. Культ физического совершенства в Древней Греции и Древнем Риме. Олимпийские игры. Богатыри на Руси. Роль физкультуры и спорта в совершенствовании человека. Здоровый образ жизни. Что такое физическое совершенство?
Тема II. Гражданин и закон (13 ч)
Что такое гражданин? Человек и гражданин. Чем гражданин отличается от просто человека? Гражданин и государство. Участие в управлении страной. Гражданственность. Гражданин мира. Космополит. Ностальгия по родине. Что такое гражданство? Документы, подтверждающие гражданство. В чем выражается связь человека с государством? Гражданство и права человека по Конституции РФ. Двойное гражданство. Основания получения гражданства. Должно ли гражданство разделять людей? Нарушение прав человека. Мораль и право. Моральные и правовые оценки. Моральный выбор. Моральные и правовые нормы. Соотношение моральных и правовых норм. Сферы действия морали и права. Сходство и различия между правовыми и моральными нормами. Что такое закон? Обычай — предшественник закона. Первые законы в истории человечества. Суть регулирования законами различных отношений между людьми. Право. Нормативно-правовой акт. Что такое правовая культура и правосознание? Понятие «культура». Правовая культура в широком и узком смысле, ее структура. Законопослушное (правомерное) поведение. Правозащитники. Политическая культура. Правосознание, его виды.
Право на каждый день. Гражданское право в повседневной жизни. Рыночная экономика. Основные участники рынка. Предпринимательство. Договор. Гражданское право. Как закон регулирует отношения в семье? Семейное право. Семейный кодекс РФ. Брак. Условия и порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Обязанности родителей перед своими детьми. Лишение родительских прав. Права ребенка. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. Поведение в общественном месте. Правила поведения в общественном месте. Аморальное поведение. Административное право. Административное правонарушение и административное наказание. Права потребителей. Кто такой потребитель? Закон «О защите прав потребителей». Как работает этот Закон? Комитет защиты прав потребителей. Сферы действия Закона. Почему законы нарушают? Преступление. Уголовное преступление. Внешние причины преступного поведения. Внутренние причины преступного поведения.
Тема III. Государство и власть (7 ч)
Наше государство — Российская Федерация (Россия). Понятие «федерация». Унитарное государство. Россия — федеративное государство. Виды государств по форме правления. Наша страна— государство с республиканской формой правления. История становления государственного строя в России. Россия — демократическое, правовое государство. Какие бывают государства? Монархия, ее виды: абсолютная и парламентарная. Республика. Типы республик: парламентская, президентская, смешанная. Парламент. Президент Российской Федерации. Его полномочия и обязанности по Конституции РФ. Как выбирают Президента России? Избирательное право. Президенты России. Кто принимает законы и кто воплощает их в жизнь? Государственная власть в Российской Федерации: три ветви власти. Законодательная власть — Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума. Как избираются депутаты Государственной Думы? Исполнительная власть. Правительство РФ. Состав Правительства России. Кто его возглавляет? Судебная власть. Главные суды России. Местная власть. Малая родина. Местное самоуправление. Местные органы власти. Различные формы местной власти. Советы, думы, муниципалитеты, администрации. Мэр. Как формируется местная власть? История местного самоуправления в России. Земства.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
При оценивании устного ответа учащихся отметка выставляется: за участие во внеурочных мероприятиях по предмету, за устный ответ на обобщающем уроке, за устные индивидуальные ответы на уроке, за исправление ответов учащихся, за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы), за ролевую игру или викторину, за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме.
При оценивании письменных работ отметка выставляется: за письменные ответы, составление плана, сочинение по определённой теме (тестовую работу, проектную деятельность, практические и самостоятельные работы, за письменный реферат.
Критерии оценивания по обществознанию. Устный ответ.
Отметка «5» выставляется, если учащийся:
- Демонстрирует глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет: составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждая ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано анализировать, обобщать, делать выводы; последовательно, четко, связно, обоснованно излагать учебный материал: давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять приобретённые знания.
- Допускает не более одного недочета, который легко может исправить.
Отметка «4» выставляется, если учащийся:
- Демонстрирует знания изученного программного материала.
- Дает полный и правильный ответ, но допускает незначительные неточности при воспроизведении изученного материала, определения понятий, использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
- Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или при помощи учителя.
- Подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; применять полученные знания на практике, но допускает незначительные недочёты
Отметка«3»выставляется, если учащийся:
- Усвоил основное содержание учебного материала, но при этом имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно.
- Выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий даёт недостаточно четкие.
- Испытываетзатруднения в применении знаний.
- Дает неполный ответ, допускает ошибки при воспроизведении изученного материала, определения понятий, использовании научных терминов или в выводах и обобщениях
Отметка «2» выставляется, если учащийся:
- Не усвоил, не раскрыл основное содержание материала, но пересказывает отдельные фрагменты текста.
- Не умеет делать выводы и обобщать.
- Не умеет применять приобретённые знания.
- При ответе на вопрос допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии оценивания письменных работ по обществознанию.
- Отметка «5» выставляется, если: работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности, учащиеся работают самостоятельно, умеют подбирать необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, применяют на практике приобретённые знания, умение и навыки.
- «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Допускаются 2 ошибки. Учащиеся показывают знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
- «3» - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднения при самостоятельной работе.
- «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы, не демонстрируют знания теоретического материала и необходимых умений.
Отметка |
Объем выполненной работы (%) |
«5» |
90-100% |
«4» |
70-89% |
«3» |
40-69% |
«2» |
5-39% |