Кейс по читательской грамотности "Споры вокруг комедии Грибоедова «Горе от ума»"

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.Грибоедов, А.С.Грибоедов «Горе от ума»


Класс: 9.

Предмет: литература.

Метапредметные связи: русский язык, история, математика.

Цель: ученик должен определить и сформулировать своё отношение к главному герою комедии.

Задачи по формированию ЗУН:

  • формирование навыков критического мышления
  • формирование навыков сопоставления текстов с противоречивой информацией
  • формулировка тезиса и аргументации к нему

Дидактические задачи:

Формирование

  • навыков анализа языковых средств
  • определения размера стиха, способа рифмовки
  • перевода единиц измерения, определения скорости
  • понятия о составной рифме

Данное исследование

  • активизирует познавательную деятельность обучающихся;
  • позволяет развивать умения работы с информацией;
  • способствует приобретению навыков изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, ее аргументации;
  • создает условия для выработки навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки;
  • формирует навыки работы в группе, навыки взаимодействия и сотрудничества;
  • включает цитаты из реальных источников;
  • содержит проблемы, понятные школьнику; это вырабатывает склонность к эмпатии

Часть 1. Горе Чацкого от избытка ума или от недостатка?

«Нужно иметь большой ум,
чтобы уметь не показывать
своего умственного превосходства.»

Франсуа де Ларошфуко

В 9 классе закончили чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Между Германом и Димой возник спор, можно ли считать Чацкого умным человеком, если в его поступках не всегда присутствует здравый смысл.

Учитель, чтобы разрешить спор, предлагает классу разделиться на 2 группы (в зависимости от отношения к герою), ознакомиться с мнением критиков и просто современников драматурга и сделать собственные выводы. Можно предложить от каждой группы выбрать ораторов, которые попробуют себя в роли критиков

Задание к тексту: Перед вами отзывы современников о знакомой вам комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», которая при своем появлении наделала много шума и вызвала множество противоречивых отзывов.

Прочитайте их и приготовьтесь ответить на вопросы по содержанию.

"...Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова…— Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными.

Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту...»

А.С.Пушкин в письме А.А.Бестужеву, конец января 1825 г.

«…Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и живучестью от других произведений слова. Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.

…Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме.

…Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, не заезжая к себе, в надежде найти ответ прежнему чувству — и не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему — тоже необыкновенно. Это его и озадачило, и огорчило, и раздражило.

На балу он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе…Он перестает владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Он ударяется в патриотический пафос, договаривается до того, что находит фрак противным «рассудку и стихиям», сердится, что madame и mademoiselle не переведены на русский язык…

Можно бы было подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него не умны.

Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием... Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме»

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний», ноябрь, 1871 год

«Мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит скорее! Например, встретившись с девицей, в которую влюблен и с которой несколько лет не видался, он не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек над ее батюшкой, дядюшкой, тетушкой и знакомыми»

М.А.Дмитриев, журнал "Вестник Европы", 1825 год

"Грибоедов изображает в Чацком человека умного и образованного, но не в том смысле, как вы, г-н Дмитриев,  это понимаете; в Чацком автор не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других вызывают насмешливость.»

В.Ф.Одоевский. «Замечания на суждения
Мих. Дмитриева о комедии "Горе от ума», 1825 год

Задание 1. Напишите фамилию критика, который не был современником А.С.Грибоедова.

Задание 2. Заполните таблицу, распределив тезисы по их авторам (в некоторых ячейках может быть не одна фамилия.

 

Тезисы

Критики

А

Чацкий - умный человек

 

Б

Грибоедов не стремился представить в Чацком идеального человека

 

В

Чацкий ведет себя с Софьей нелогично

 

Г

Чацкий расстроен из-за того, что Софья охладела к нему

 

Д

Чацкий неправильно выбирает собеседников

 

Задание 3. Напишите, почему, по мнению Пушкина, Чацкого нельзя считать умным человеком?

Задание 4. В письме Пушкина содержится часть известного фразеологизма. Запишите полный вариант этого фразеологизма.

Задание 5. Прочитайте фрагмент блога психолога. Сопоставьте с содержанием критических статей, приведенных выше. Ответьте на вопрос: считаете ли вы Чацкого умным человеком. Аргументируйте своё мнение.

В бытовом понимании умный человек - это тот, кто много знает. Но это не вполне верно, поскольку умный - не то же самое, что начитанный или образованный. Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.

Н.И.Козлов — доктор психологических наук, профессор,
ректор Университета практической психологии.

Задание 6. Прочитайте фрагмент из комедии «Горе от ума» и ответьте на вопрос: какой явление русской истории обличает Чацкий в поступках «Нестора негодяев знатных»? Ответ запишите в форме словосочетания.

Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки.

Задание 7. Прочитайте фрагмент из комедии «Горе от ума» и выполните задание.

А) На каком транспорте ехал Чацкий?

Б) Сколько километров проехал Чацкий?

В) С какой скоростью двигался Чацкий? (в км/ч, результат округлить до десятых, записать цифрой, 1 верста = 1066,8 метра)

Звонками только что гремя
И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Я сорок пять часов, глаз мигом не пришуря,
Верст больше семисот пронесся, ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз —
И вот за подвиги награда!

Часть 2. Анализ языка комедии

Ознакомьтесь с отзывами критиков о языке комедии. Сопоставьте. Сделайте выводы.

«Не говорю уже о языке сего отрывка, жестком, неровном и неправильном! Например, подобные разрывы предложений:

Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица как Москва.

Во многих местах слог совсем не разговорный, а книжный; <...> лучше попросить автора не издавать ее, пока не переменит главного характера и не исправит слога».

М.А.Дмитриев в журнале "Вестник Европы", 1825 год

«Не говорю уже о языке сего отрывка, жестком, неровном, неправильном!»- И хорошо, что не говорите, ибо никто бы вам не поверил. Это пустая придирка<...>У Грибоедова мы находим непринужденный, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществе - почти все стихи комедии сделались пословицами»

В.Ф.Одоевский. «Замечания на суждения Мих. Дмитриева о комедии: „Горе от ума“»

«...Больше всего «новизны» в языке и стихе «Горя от ума», что и сообщает пьесе Грибоедова всю ее неувядающую сценическую жизненность вплоть до наших дней. <...>

Грибоедов применяет самую разнообразную рифмовку <...>. Всё это придает стиху комедии небывалую до тех пор в драматическом произведении легкость, подвижность, непринужденность, близость к живой, разговорной, речевой стихии.»

Д.Благой, статья "Грибоедов" в "Литературной энциклопедии в 11 томах", том 2, 1929 г.

«Помилуйте, неужели вы не шутя называете эти рифмы новыми? Эта новость современна нашей комедии. Рифмы — «встречались — та ли-с!» —конечно, новы; но, кажется, не стоило труда приискивать новую рифму на это окончание: их и без того слишком много и они слишком неприятны для слуха.»

А.И.Писарев, статья «Несколько слов о мыслях одного критика
о комедии „Горе от ума"», журнал "Вестник Европы", 1825 г.

Ознакомьтесь со словарной статьей из «Словаря литературоведческих терминов».

СОСТАВНАЯ РИФМА — рифма, составленная из двух или трех слов. У русских поэтов первой половины 19 в. она встречается редко. Пример: «городничего- не купи чего».

Широкое распространение получила у поэтов 20 века и считалась более свежей и менее банальной, чем обычная полная рифма.

ПЕРЕНОС - ( фр. enjambement – перешагивание, перескок) - перенос части фразы из предшествующей стихотворной строки в последующую. На фоне ритмически "правильных" стихов всегда воспринимается как интонационный сбой, что позволяет выделить важное по смыслу слово и передать различные чувства: задумчивость, взволнованность и т.п. Часто используется в поэзии для «имитации» живой речи.

За девками доглядывать, не скис
ли в жбане квас, оладьи не остыли ль,
(М.Цветаева)

Задание 8. Представьте, что вы литературный критик, а Дмитриев и Писарев - ваши оппоненты. Используя информацию «Словаря литературоведческих терминов», напишите опровержение своим оппонентам, указав, какие выразительные средства и с какой целью использует Грибоедов в приведённых ими цитатах из комедии «Горе от ума»

Задание 9. С помощью информации, данной выше, вспомните виды рифм.

Какие виды рифм представлены в данном ниже фрагменте?

Ну что ваш батюшка? все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?
А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как тут.
В столовых и в гостиных?

А трое из бульварных лиц,
Которые с полвека молодятся?
Родных мильон у них, и с помощью сестриц
Со всей Европой породнятся.

Задание 10. С помощью информации, данной ниже, вспомните тему «Стихотворные размеры». Ударные слои обозначены значком «/», а безударные значком «–».

Хорей: Буря мглою небо кроет  /-  /-  /-  /- 

Ямб: Мой дядя самых честных правил  -/  -/  -/  -/ -

Дактиль: Кружится в памяти старый вальсок  /--  /--  /--  /

Амфибрахий: Однажды в студёную зимнюю пору  -/-  -/-  -/-  -/-

Анапест: На заре ты её не буди  --/  --/  --/

Составив схему чередования ударных и безударных слогов по данному выше образцу, определите стихотворный размер отрывка из комедии, данного ниже.

Сергей Сергеич, к нам сюда-с.
Прошу покорно, здесь теплее;
Прозябли вы, согреем вас…

Общий комментарий к задачам

Тип задачи: позиционная.

Тип текста: публицистика (основной текст), мемуары, энциклопедическая статья, художественный текст (возможные дополнительные источники); составной; сплошной.

Лист ответов и рекомендации к оцениванию

Задание 1

Деятельность: Понимание общего содержания текста, «сворачивание» текста.

Уровень сложности (читательская грамотность): 2.

1 балл

Гончаров

0 баллов 

другие ответы

Задание 2

Деятельность: Поиск и выявление информации.

Уровень сложности (читательская грамотность): 4.

3 балла

А) Гончаров, Одоевский
Б) Одоевский
В) Дмитриев
Г) Гончаров
Д) Пушкин

2 балла

3 верных ответа

1 балл

2 верных ответа

0 баллов

Меньше 2 верных ответов

Задание 3

Деятельность: Поиск и выявление необходимой информации.

Уровень сложности (читательская грамотность): 1

1 балл 

Пушкин считал, что умный человек понимает, с кем имеет дело, и не общается с теми, кто его не в состоянии понять.
Возможна синонимическая конструкция.

0 баллов

Ответ без аргументации

Задание 4

1 балл 

Метать бисер перед свиньями

0 баллов 

Другие ответы

Задание 5

Деятельность: Критическая оценка информации, формулировка тезиса и его доказательство

Уровень сложности (читательская грамотность): 5

2 балла

Чацкий - умный человек. Он образован, наблюдателен, у него критический взгляд на многие отрицательные явления современной ему действительности. С Софьей он ведет себя не совсем логично, так как влюблённость мешает ему трезво мыслить и смотреть на неё критически.

1 балл 

Есть тезис. Нет аргументации

0 баллов 

Нет тезиса

Задание 6

Деятельность: Выявление и поиск информации, применение ранее полученных знаний

Уровень сложности (читательская грамотность): 2

1 балл 

Крепостное право

0 баллов 

Другие ответы

Задание 7

Деятельность: Выявление и поиск информации

Установление связей и выполнение математических действий

Уровень сложности :4

А

1 балл - сани

0 баллов - другой ответ

Б 

1 балл – 746 километров

0 баллов - другой ответ

В

2 балла – 16,6

0 баллов - другой ответ

Задание 8

Деятельность: Критическая оценка информации, формулировка тезиса и его доказательство

Уровень сложности (читательская грамотность): 5

2 балла

А) Язык комедии выразителен, легок, афористичен.
Б) Автор использует составную рифму и перенос, чтобы передать живую разговорную речь

1 балл 

Нет части А

0 баллов

Другие ответы.

Задание 9

Деятельность: Анализ формы, определение типа рифмовки.

Уровень сложности (ОУУН): 2

1 балл 

Парная, кольцевая, перекрестная

0 баллов 

Другие ответы

Задание 10

Деятельность: Анализ формы, определение стихотворного размера

Уровень сложности (ОУУН): 2

1 балл 

Ямб

0 баллов 

Другие ответы

Список литературы

  1. «Поэтический словарь» - URL: https://poetique.academic.ru (дата доступа: 11.06.20)
  2. «Словарь литературоведческих терминов» https://slovar.cc/lit/term/2145277.html (дата доступа: 12.06.20)
  3. Афоризмы https://citaty.su/um-vyskazyvaniya-i-frazy (дата доступа: 12.06.20)
  4. И.А.Гончаров «Мильон терзаний» https://ilibrary.ru/text/1075/p.1/index.html (дата доступа: 13.06.20)
  5. Литературная критика о «Горе от ума» https://www.literaturus.ru/2015/08/kritika-gore-ot-uma-griboedov-otzyvy.html (дата доступа: 13.06.20)
  6. https://www.psychologos.ru/articles/view/chto-takoe---um-vop-zn--kto-takoy---umnyy-chelovek-vop-zn- (дата доступа: 15.06.20)