Технологическая карта урока письма и развития речи. Тема урока: «Песни, рождённые войной. Правописание окончаний прилагательных единственного числа»

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 6

Ключевые слова: урок письма


Класс: 6.

Тип урока: Урок-погружение.

Цель урока:

  • Формировать умения видеть орфограммы в окончаниях.
  • Развивать орфографические умения написания прилагательных.

Задачи:

  • Формировать умения правильно писать окончания прилагательных; закрепить способы проверки орфограмм окончаний прилагательных;
  • Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж прилагательных;
  • Способствовать формированию навыков грамотного письма; развивать навыки связной устной и письменной речи.
  • Способствовать развитию патриотизма, культуры памяти об исторических событиях.

Образовательные ресурсы: ноутбук, проектор, презентация, блокноты, раздаточный материал для работы.

Формы и методы: работа в группах, в парах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа.

БУД:

  • Личностные: знать способы проверки окончаний прилагательных; уметь проводить рефлексию собственных действий.
  • Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать, сравнивать и делать элементарные выводы.
  • Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнение других, соблюдать правила речевого поведения.

Этап урока

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

(слайд 1) Видеоролик.
- Каким годом в России объявлен 2020 год?

(слайд 2) 2020 год — особый год для нашей страны. Президент В.В. Путин объявил 2020 год, Годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

2020 год - Год Памяти и Славы

Целеполагание (тема и цели урока)

Обратите внимание на словосочетания. Какой темой они объединены?
Велик.. победа, праздничн… салют, неизвестн… солдат, военн.. песня, фронтов… дорога.

- Предлагаю вам вставить пропущенные части слов?
- В какой части слова вам встретилась пропущенная орфограмма?
- Как вы думаете, почему окончания у прилагательных разные? От чего это зависит?

Учащиеся вставляют окончания, используя готовые карточки, дают ответы на поставленные вопросы.

- Подумайте, над какой частью речи мы продолжим работу? Чему будем учиться на уроке?

(Слайд 3) «Правописание окончаний прилагательных единственного числа».

- Для того чтобы поднять боевой дух, между боями солдаты пели песни.
Песня делила вместе с воином и горести, и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними о родных и любимых.
У бойцов в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.
(Слайд 4) Записи с урока будем фиксировать в блокноте под названием «Песни, рождённые войной».

Формулируют тему и цели урока: «Правописание окончаний прилагательных единственного числа». Продолжим работу по правописанию окончаний прилагательных ед. числа

Запишите число и тему урока на страницу блокнота.

Записывают число и тему урока в блокнот.

Закрепление изученного материала

(Слайд 5) На фоне музыки

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыка вдвойне.

Нынче у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?

Ученик читает стихотворение
 

(Слайд 6) Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: Танк, автомат и песня...

Работа в группах (задания дифференцированные)
- Каждая группа получает конверт с заданием. Выполнив предложенное задание, узнаем о том, где рождались песни, какую роль они играли на фронте и о чём напоминали солдатам.

Выполняют задание в группах, проводят проверку вставленных по смыслу прилагательных.
  Задание: Вставьте по смыслу пропущенные прилагательные.
Текст 1
Песни …… лет по праву можно назвать …… летописью Великой ……. войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить.
Слова для справок: Отечественной, военной, военных.
- Где рождались военные песни? (на фронте и в тылу)
Текст 2
  Песни играли во время войны …… роль. Они помогали в бою, поднимали ….. дух, дарили надежду на …… время, напоминали о семьях, друзьях-товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти.
Слова для справок: мирное, огромную, командный.
Готовую информацию зачитывают всему классу.
  - О чём напоминали песни? (о семье, Родине, друзьях-товарищах) Отвечают на вопрос.
  - Сейчас мы с вами мысленно перенесёмся в те давние военные годы, послушаем отрывки из песен тех лет и поработаем с текстами военных песен.
- Предлагаю прослушать отрывок из песни, которая была написана в самом начале войны. (Слайд 7)
Прослушивание песни «Священная война»
Песня «Священная война»
  - Знакома ли вам эта песня? Как называется?
- Песня «Священная война» стала самой первой песней победы.
- О чём говорится в этой песне?
- Кто встал на защиту Родины?
- Все, от мала до велика внесли свой вклад в Великою Победу.

О начале войны нашей страны.

Весь советский народ встал на защиту Родины

 

Индивидуальная работа (для каждого)
Вставить пропущенные безударные окончания имен прилагательных единственного числа.

Велик… Отечественн… война,
Георгиевск… лента,
Мирн… небо,
Красн…. площадь,
Неравн… бой,
Победн… май.

(Слайд 8) Проверь себя.

Выполняют задание.

Самопроверка после выполнения работы по слайду.

  - Почему у прилагательных разные окончания? Ответы обучающихся
  - Когда немцы напали на нашу страну, в городах повсеместно было введено затемнение. На улицах не горели фонари, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. И вдруг по радио прозвучала песня «Огонёк».
Образ огонька на окошке превратился во вдохновляющий символ: не погас наш огонёк и никогда не погаснет!

(Слайд 9) Предлагаю послушать отрывок из песни «Огонёк».

Прослушивание песни «Огонек»
Выполняют задание, сравнивают свои ответы по эталону.

  Работа в парах (дифференцированные задания)
Найдите и подчеркните в тесте прилагательные, определи их род.
Индивидуальная работа для обуч-ся, с минимальным уровнем развития
Обучающийся работает индивидуально.
 

Проверьте себя по эталону.

Минута отдыха с выполнением задания на повторение «Найди пару».

- На спинке вашего стула прикреплены таблички со словами.
Найдите данному слову пару - существительное, чтобы получилось словосочетание.

Молодой солдат

Гвардейский офицер

Советская армия

Знаменитый полководец

Великая награда

Почётное звание

Заслуженный орден

Солдатская жизнь

Военная песня

Боевое задание

Обучающиеся встают, находят слова и подбирают пару, составляя словосочетания.
 

- Слушаем следующую песню, которая стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. (Слайд 10)
- «Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, – пишет автор стихов – Алексей Сурков, «Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя.»

Работа в парах.
Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите род этих прилагательных.
Песня получилась замечательн… . Она быстро докатилась до передовой, согревала каждое отважн… солдатск… сердце, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевн… спутницей бойцов на войне.

Взаимопроверка: Передайте блокноты соседу по парте проверьте работу.

Учащиеся выполняют задание и проводят взаимопроверку.
 

- Однажды в прифронтовом лесу появились странные грузовики с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове. Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Вся гитлеровская армия дрожала, когда слышала название этих машин. А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась песня о любви и верности.

- Прослушайте отрывок песни и скажите название машины, с помощью которой в бою наш отряд одержал Победу? (Слайд 11)

Машина «Катюша»

 

Индивидуальная работа, с использованием «Блокнота»
Выпишите словосочетания существительного с прилагательным в блокнот. Выдели безударные окончания прилагательных. Определите падеж этих прилагательных (Текст песни «Катюша»)
(Слайд 12) проверьте работу по слайду.

Обучающиеся выполняют задание, проводят самопроверку по слайду.

Итог урока, домашнее задание, выставление оценок, рефлексия

Прошли годы. Страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели. Они и сегодня в строю.
Подведение итога
- Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какие цели мы ставили перед собой? Достигли мы поставленных целей?
Домашнее задание (дифференцированное)

Ребята, оцените свою деятельность на уроке, используя мишень:
«Я не допустил ни одной ошибки, был активным на уроке»,
«Я допускал ошибки, но был активным на уроке»,
«Мне нужно еще работать и быть активным»,
«Я ничего не взял с урока»

Ответы обучающихся, оценка своей учебной деятельности на уроке через прием «Мишень».