Цель: содействовать формированию дружного классного коллектива.
Задачи:
- Расширять знания детей о дружбе; развивать умение аргументировать свою точку зрения.
- Формировать навыки конструктивного взаимодействия в группе; навыки сотрудничества.
- Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия
I. Организационный момент, психологический настрой
- Здравствуйте, ребята! Когда мы говорим при встрече «Здравствуй», мы желаем друг другу здоровья, удачи и хорошего настроения.
- Поэтому я предлагаю вам: повернуться к соседу по парте, посмотреть в глаза, улыбнуться друг другу и сказать: «Я желаю тебе хорошего настроения!». ( Ребята говорят пожелания друг другу.)
- Очень хорошо!
II. Сообщение темы и цели занятия
- Мы собрались не просто так. Для того чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно угадать зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.
5 |
18 |
21 |
8 |
2 |
1 |
- Сегодня на занятии, мы с вами составим правила дружбы классного коллектива, а также повторим, что такое дружба и какими качествами должен обладать настоящий друг. Зная эти правила, вы сможете добиваться успехов во всех делах.
На занятии вы должны будете выполнять различные задания в группах, по парам, по одному, играть в игры, отвечать на вопросы.
Один мудрый человек однажды сказал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света».
- Как вы думаете, чем дружба и солнце похожи? (ответы детей: согревают, дают свет, радость)
- Правильно, дружба, также как и солнце дарит свет, тепло и радость!
В конце нашего занятия, мы сегодня, все вместе зажжём солнышко дружбы нашего класса.
Зажигать его мы будем при помощи ладошек - символов дружбы.
III. Основная часть
1. Предварительная беседа
- Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?(ответы детей)
- Дружба это близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общих интересах (слайд 3).
- Ребята, а у вас есть друзья? (да, нет)
- Почему ты считаешь другом?
2. Упражнение-разминка «Те, кто…». Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Те, кто…»
- хлопните в ладоши те, кто любит сладкое;
- поднимите правую руку тем, кто любит играть в футбол;
- хлопните в ладоши те, у кого есть кошка;
- улыбнитесь те, у кого сейчас хорошее настроение;
- поднимите левую руку тем, кто хорошо знает своих одноклассников;
- хлопните в ладоши те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
- поднимите высоко руки и скажите «Я» те, кто является учеником 5 класса (называется тот класс, в котором проводится тренинг).
- помашите мне рукой те, кто хочет узнать, что мы будем сегодня делать на занятии.
3. Игра «Слепой и поводырь»
Для того, чтобы вывести первое правило дружбы, я предлагаю немного поиграть. Для игры мне нужно двое участников.
Тому, кто стоит слева, мы завяжем глаза - он будет «слепым». Второй участник станет «поводырем». Поводырь должен взять слепого за руку и медленно провести его через комнату. У поводыря необычная задача - он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не подглядывайте, все остальных прошу не подсказывать. (2-3 мин).
Поменяйтесь ролями.
Завязываем глаза «слепому», усложняем задание - ставим препятствие в виде модульной фигуры. (по окончанию - обсуждение).
- Когда ты был «слепым», тебе было страшно? Почему?
- Ты доверял своему «поводырю»?
- Кем легче быть «слепым» или «поводырем»?
- Что «поводырь» делает в этой игре для «слепого»? (помогает)
- Что должны делать друзья друг для друга? (помогать друг другу)
- Правильно! Давайте выведем первое правило дружбы нашего класса - ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ.
4. Просмотр мультфильма с последующим обсуждением (по рассказу В.Асеевой "До первого дождя").
- Ребята, для того чтобы вывести следующее правило дружбы мы должны посмотреть мультфильм. Во время просмотра подумайте, можно ли назвать девочек подругами?
- Как вы думаете, можно ли назвать девочек подругами?
- Как повела себя Оля по отношению к Тане?
- Может ли настоящий друг быть жадным?
- Правильно - настоящий друг никогда не должен жадничать. Поэтому, запомните, следующее правило дружбы нашего класса - НЕ ЖАДНИЧАТЬ!
5. Упражнение «Без маски»
Для того чтобы узнать следующее правило дружбы давайте выполним упражнение
Я прошу всех встать в круг. Только есть одно условие - находясь в кругу вы не должны касаться друг друга плечами или локтями (значит быть честными) в игре. Все закрывают глаза. По моему сигналу вы должны сосчитать до десяти, но не просто так, а соблюдая еще одно условие: называть числа нужно по очереди. Кто-то говорит «один», другой - «два», третий - «три» и т.д. Если одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не справилась. Договариваться об очередности нельзя. Мы будем выполнять это задание до тех пор, пока не справимся с ним.
- Какое правило дружбы мы узнали?
БЫТЬ ЧЕСТНЫМ.
6. Упражнение «Карандаши»
- Есть еще очень важное качеств, необходимое для дружбы - это сотрудничество.
- Кто знает, что такое сотрудничество?
Сотрудничать - это значит вместе делать сложное дело, которое одному не под силу.
Давайте еще поиграем и попробуем почувствовать на себе, что значит сотрудничать. Я прошу вас взять карандаши, выйти в центр класса и выберите себе пару. Встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки.
Вы должны постараться удержать карандаши, прижав их подушечками указательных пальцев, стоя друг напротив друга.
- молодцы!
- теперь не выпуская карандаши, давайте подвигаем руками вверх-вниз, вперед-назад.
- Это было подготовительное упражнение.
Теперь давайте встанем в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см). Соседи должны зажать карандаши между подушечками указательных пальцев. Теперь, все вместе, не выпуская карандашей выполняем мои команды:
- поднять руки, опустить их;
- сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;
- наклониться вперед, назад, выпрямиться;
- присесть, встать)
- Трудно ли было выполнять задание? Почему?
- Как должен выполнять действия каждый участник, чтобы карандаши не падали? (одновременно, с одинаковой скоростью, подстраиваясь под товарища).
-Очень непростое было задание, верно? И для того, чтобы справиться с ним
вы должны были действовать вместе, дружно, сообща!
Это и есть сотрудничество, которое является важнейшим правилом дружбы в классе.
- Вы хорошо справились с заданием, видно, что вы очень старались. Но удержать карандаши удалось тем, кто внимательно слушал задание и соблюдал правило игры. (Оценивание)
7. «Дорисуй и передай»
Сейчас я вам дам лист белой бумаги и каждый из вас выберет себе самый приятный цвет карандаша. Как толь я включу музыку, вы начнёте рисовать, что хотите. Как только музыка останавливается, вы передаёте лист соседу слева и он дорисовывает то, что посчитает нужным дл я полного создания образа. Затем я вновь останавливаю музыку, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.
Понравилось ли вам то, что получилось?
Поделитесь своими чувствами, настроением.
Трудно ли вам было поддержать тему рисунка другого человека?
- И следующие правило дружбы НЕ ОБИЖАТЬ ДРУГ ДРУГА
8. Работа с правилами
- Ребята, давайте назовем правила дружбы, которые у нас получились.
IV. Заключительная часть
- А сейчас на столах лежат символы дружбы - ЛАДОШКИ (красный, желтый, оранжевый). Вы должны взять ладошки и оценить себя.
- Желтый - сегодня вы работали отлично, соблюдали правила при выполнении заданий.
- Оранжевый - вы хорошо поработали, старались отвечать правильно, выполняли задания.
- Красный - должны стремиться работать лучше на следующем занятии.
- А теперь, возьмите каждый свои ладошки и приклейте на солнышко. Эти ладошки разные, как мы с вами, но наш класс это одна дружная семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царила доброта, взаимопомощь и доверие.
И так, чем мы сегодня занимались на занятии? (играли, отвечали, выводили правила дружбы)
- Для чего нам нужны эти правила?
- Где и как мы их будем применять?
Я желаю вам быть всегда дружными, доверяйте друг другу, поддерживайте друг друга в трудную минуту, будьте честными.
До свидания.