Умножение и деление в двоичной системе счисления

Разделы: Информатика


8 класс

Тип: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование УУД при выполнении арифметических операций с двоичными числами, закрепление практических навыков счета в двоичной системе счисления, развитие информационной и коммуникативной культуры учебного взаимодействия.

Задачи:

  • углубить и систематизировать арифметические операции с числами в двоичной системе счисления;
  • развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность;
  • развивать практические навыки работы с числами в двоичной системе счисления.

Ключевые понятия: число, двоичная система счисления, правило счета, арифметические операции.

Учебник: Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:
- знать: Таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления.
- уметь: Выполнять арифметические операции с двоичными числами.

Метапредметные:
умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему, понимание пути решения проблемы в зависимости от выбранного направления решения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.

Личностные:
умение слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, анализировать свои возможности в достижении планируемых результатов. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-нибудь сообща.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап урока – организационный – 2 мин.

Приветствует учащихся.
Проверяет готовность класса к уроку.
Просит записать дату, вид урока в тетрадь.

Приветствуют учителя.
Слушают учителя, настраиваются на работу.
Демонстрируют готовность к работе.
Оформляют запись даты и вида работы в тетради.

Этап урока – домашнее задание, мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин.)

Просит открыть дневник и записать домашнее задание, открыть учебник прочитать задание, задать вопросы на понимание способа выполнения.

Открывают дневники записывают домашнее задание, открывают учебник, читают задание. Обозначают проблему: имеющихся знаний для выполнения задания недостаточно.

Этап урока - целеполагание, формулировка темы урока - 3 минуты ( мин.).

Организует работу по формулированию темы урока, целей, по принятию всеми учащимися целей урока.

- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;
- формулируют тему и цель урока;
- выдвигают гипотезы по предполагаемой проблеме, способам ее разрешения.

Этап урока – актуализация и проверка знаний – 10 минут

Организует работу по выявлению уровня знаний по изученному материалу, выявлению типичных ошибок, систематизации теоритических знаний.
Упражнения:
23*10
235*100
45*1
125*0
Как вы думаете, работают ли эти правила в 2-ой сс
754*11 и выполнить проверку делением

Вопрос: какие еще действия мы выполняем при выполнении умножения и деления
Учитель фиксирует на доске основные идеи

Выполняют задание самостоятельно, два человека работают у «закрытой диски».
Сверяют полученные результаты с результатами работ, выполненных на доске. Проводят рефлексию, делают выводы.
Формулируют правила и законы умножения

 

Ожидаемый ответ – «да»

 

Выполняют умножение в столбик и деление уголком. Вспоминают основные правила.
Ожидаемый ответ. «Таблица умножения, сложение, вычитание и сравнение.

Этап урока - подготовка к активной познавательной деятельности (предметная мотивация) – 7 минут

Предлагает задания, направленные на активизацию знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирующие познавательные мотивы.
Попробуйте составить таблицу умножения.

Обратить внимание, что 0*1=1*0 - переместительный закон

Записать свойства умножения и деления

Составляют таблицу умножения и записывают в тетрадь.
Таблица умножения составляем
0*0=0
0*1=0
1*0=0
1*1=1
Законы умножения
А*1=а
А*0=0
А*10,100,1000
Законы деления
А:А=1
0:а=0

Этап урока – первичное закрепление новых знаний – 5 минут

Организует ситуацию применения знаний для новой учебной задачи;
- организует деятельность учащихся по применению новых знаний в задании;
- просит выполнить задание устно и объяснить свойства;
- организует обсуждение ответов учащихся .
(Цель - становить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение. Учить выбирать рациональный способ решения.)
Демонстрирует умножение в столбик и выполняет проверку делением, спрашивая о свойствах и правилах 101101*1001 проверка

Выполняют действия устно и объясняют примененное правило.
100-1
111+1
1100111*10
10*111
100110:10
1101111*100
10*11101
сравнить
11100 1100
11100 11011
Выполняют записи в тетради, и объясняют каждый этап действий.

Этап урока – первичная проверка понимания изученного материала

Предлагает задание с целью установить осознанность восприятия обучающимися нового материала. Проводит первичное обобщение. Учит выбирать рациональный способ решения.
Просит выполнить умножение и проверить делением:
111*101
11011*11

 

Этап урока – закрепление знаний, отработка навыка - минут.

Организует деятельность по применению новых знаний.
Предлагает выполнить следующее задание:
Проверку выполнить делением
1 вариант
11001*101
1101*110=
2вариант
10011*101=
10101*101=

Выполняют умножение. Делают проверку делением.

Этап урока – самопроверка по выработанному алгоритму, предметная рефлексия результатов урока.

Организует работу по выявлению уровня первичного усвоения нового материала, организует предметную коллективную рефлексию результатов урока.

Ученики вырабатывают критерии оценивания:

  • «5» – нет ошибок;
  • «4» – одна ошибка;
  • «3» – две ошибки;
  • «2» – более двух ошибок.

Выполняют задание и самостоятельно проверяют тетради с обязательным выставлением оценки и анализом ошибок.
Что нового для себя вы открыли на этом уроке, что было полезным?
Почему 100-1=11,
111*10=1110?
Достигли мы поставленной цели? Проанализируйте свою работу на уроке и её результат.

Этап урока - рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 5 минут

Возвращает» к проблеме и цели урока. Совместно с учащимися анализирует результаты работы в технологии «Лестница успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
- уверен в своих знаниях
- в основном уверен
- нужно ещё повторить
- нуждаюсь в помощи
Организует обсуждение и представление результатов рефлексии, совместно с обучающимися подводит итоги урока.

Проводят личностную рефлексию результатов урока.