Урок музыки "Азбука, азбука каждому нужна". 1-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 1


Программа Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.Шмагина.

Цель урока:знакомство первоклассников с музыкальной грамотой, фортепианной клавиатурой.

Задачи урока:

  • Помочь учащимся осознать связь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной.
  • Развитие навыков осознанного слушания музыки, певческих умений и навыков.
  • Формирование метапредметных навыков: умения управлять своей деятельностью, развитие речевой деятельности и навыков сотрудничества, расширение кругозора.
  • Воспитание личностных умений: уважительного отношения к учителям, любви к своей школе, формирование дружного классного коллектива.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Музыкальный материал:

  • «Песня о школе» муз. Д.Кабалевского, сл.В.Викторова; «До, ре, ми» муз. А.Островского, сл. З.Петровой;
  • «Азбука» муз. А.Островского, сл. З.Петровой.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Пропевание: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте, учитель».

2. Повторение пройденного материала

Наше путешествие в мир музыки продолжается. Чтобы начать урок, давайте ответим на вопросы Феи Музыки. Вспомните, кто необходим, чтобы музыка появилась?

В пустые квадратики нам нужно вписать слова. Кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?

Ответы детей, на экране открываются буквы-слова

  • исполнитель
  • композитор
  • слушатель

Молодцы!

Я предлагаю вам стать слушателями. Давайте повторим правила слушания музыки.

Ответы детей.

Сейчас прозвучит песня, которая подскажет нам тему урока. Послушайте внимательно, о чем песенка? О каких друзьях учеников в песне поется?

- Сядьте, как слушатели.

- Послушаем тишину.

Слушание. Звучит «Песня о школе» муз. Д.Кабалевского, сл.В.Викторова/

- О чем же рассказала нам песенка? О каких друзьях учеников вы узнали?

Ответы детей.

Действительно, наши лучшие друзья – буквы, цифры, ноты. Как же появились буквы, цифры и ноты в нашей жизни? Сегодня я расскажу вам об этом. Расскажу, как возникла азбука. И тема урока звучит так: Азбука, азбука каждому нужна.

- Чтобы мы могли прочитать книги, что нужно знать?

Ответы детей (БУКВЫ)

- А сколько букв в азбуке?

Ответы детей (33)

- А чтобы уметь считать, что нужно знать?

Ответы детей (ЦИФРЫ)

- Сколько вы знаете цифр?

Ответы детей (10)

- А чтобы стать музыкантом, сочинять и исполнять музыку, что нужно знать?

Ответы детей (НОТЫ)

- Правильно, ноты!

- Сколько же всего нот в музыке?

Ответы детей (7)

Составили наш алфавит два брата, Кирилл и Мефодий, более 1000 лет назад. Тогда буквы называли по-другому: Аз, Буки, Веди, Глагол. По первым буквам Аз и Буки сложили слово АЗБУКА. Из разных букв мы можем сложить любое слово.

Современные цифры существуют также более 1000 лет. И хотя цифр всего 10, из них можно сложить любое число. Например, если 1 и 0 поставить рядом, получится число 10.

А чтобы записать любую мелодию, что нужно знать? Ноты!

Чтобы уметь читать ноты, музыканты тоже изучают АЗБУКУ! Только азбука эта музыкальная. Давайте и мы познакомимся с музыкальной азбукой.

5 линеек в нотной строчке
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.

Кроме нот в нотной азбуке много других знаков, но сегодня мы познакомимся и запомним НОТЫ.

Можно ли, ребята, пропускать буквы в словах?

А можно ли пропускать ноты?

Давайте назовем ноты по порядку. Это – звукоряд.

Послушайте, как они звучат. Чем выше тон ноты, тем выше ее домик.

А сейчас назовем те ноты, которые сидят на линейках, а сейчас те, которые глядят в окошечки.

Ответы детей

3. Раскройте учебник по закладке

Вы видите клавиши пианино. Давайте найдем клавиши: нота До, ре …

Сейчас мы споем звукоряд и сыграем на клавиатуре. Помните, что пропускать клавиши нельзя.

Замечательный композитор А.Островский написал на стихи поэта З.Петровой песню про ноты. Она так и называется «До, ре, ми». На наших первых уроках вы эту песню уже слышали.

«Должны мы быть внимательны, послушны и старательны,

И выучить все ноты хорошо!»

Сейчас мы споем песню и сыграем на нашей клавиатуре как настоящие музыканты. Но прежде, чем мы начнем петь, сделаем дыхательную гимнастику.

Прошу встать. Сейчас мы – исполнители. Поза - певца.

4. Дыхательная гимнастика

  • Упр. на вдох и выдох, закрывая правую и левую ноздрю.
  • Упр. по системе А.Стрельниковой «Кошка».
  • Упр. «Воздушный шарик»
  • Упр. «Водолазы».
  • Пение «До, ре, ми» муз. А.Островского, сл. З.Петровой.
  • Игра на нарисованной клавиатуре.
  • Разгадывание ребуса.

Композитор А.Островский и поэт З.Петрова написали для школьников много замечательных песен. Название темы нашего урока – тоже строчки из песни «Азбука».

«Азбука, азбука каждому нужна,
Нам поможет книжки прочитать она».

Посмотрите, как мелодию этой песни записали с помощью нот.

Слушание. Просмотр видеофрагмента

Разучивание песни «Алфавит». Пропевание мелодии. Пластическое интонирование. (1 куплет)

5. Подведение итогов урока

Продолжите фразу:

  • Я узнал, что ….
  • Мне удалось….
  • Мне понравилось….
  • Я запомнил … .

Молодцы, ребята!

Домашнее задание: разгадать музыкальные ребусы, которые я для вас приготовила.

И на следующем уроке нас ждут новые встречи с музыкальной азбукой.