Программа Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.Шмагина.
Цель урока:знакомство первоклассников с музыкальной грамотой, фортепианной клавиатурой.
Задачи урока:
- Помочь учащимся осознать связь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной.
- Развитие навыков осознанного слушания музыки, певческих умений и навыков.
- Формирование метапредметных навыков: умения управлять своей деятельностью, развитие речевой деятельности и навыков сотрудничества, расширение кругозора.
- Воспитание личностных умений: уважительного отношения к учителям, любви к своей школе, формирование дружного классного коллектива.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Музыкальный материал:
- «Песня о школе» муз. Д.Кабалевского, сл.В.Викторова; «До, ре, ми» муз. А.Островского, сл. З.Петровой;
- «Азбука» муз. А.Островского, сл. З.Петровой.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Пропевание: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте, учитель».
2. Повторение пройденного материала
Наше путешествие в мир музыки продолжается. Чтобы начать урок, давайте ответим на вопросы Феи Музыки. Вспомните, кто необходим, чтобы музыка появилась?
В пустые квадратики нам нужно вписать слова. Кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?
Ответы детей, на экране открываются буквы-слова
- исполнитель
- композитор
- слушатель
Молодцы!
Я предлагаю вам стать слушателями. Давайте повторим правила слушания музыки.
Ответы детей.
Сейчас прозвучит песня, которая подскажет нам тему урока. Послушайте внимательно, о чем песенка? О каких друзьях учеников в песне поется?
- Сядьте, как слушатели.
- Послушаем тишину.
Слушание. Звучит «Песня о школе» муз. Д.Кабалевского, сл.В.Викторова/
- О чем же рассказала нам песенка? О каких друзьях учеников вы узнали?
Ответы детей.
Действительно, наши лучшие друзья – буквы, цифры, ноты. Как же появились буквы, цифры и ноты в нашей жизни? Сегодня я расскажу вам об этом. Расскажу, как возникла азбука. И тема урока звучит так: Азбука, азбука каждому нужна.
- Чтобы мы могли прочитать книги, что нужно знать?
Ответы детей (БУКВЫ)
- А сколько букв в азбуке?
Ответы детей (33)
- А чтобы уметь считать, что нужно знать?
Ответы детей (ЦИФРЫ)
- Сколько вы знаете цифр?
Ответы детей (10)
- А чтобы стать музыкантом, сочинять и исполнять музыку, что нужно знать?
Ответы детей (НОТЫ)
- Правильно, ноты!
- Сколько же всего нот в музыке?
Ответы детей (7)
Составили наш алфавит два брата, Кирилл и Мефодий, более 1000 лет назад. Тогда буквы называли по-другому: Аз, Буки, Веди, Глагол. По первым буквам Аз и Буки сложили слово АЗБУКА. Из разных букв мы можем сложить любое слово.
Современные цифры существуют также более 1000 лет. И хотя цифр всего 10, из них можно сложить любое число. Например, если 1 и 0 поставить рядом, получится число 10.
А чтобы записать любую мелодию, что нужно знать? Ноты!
Чтобы уметь читать ноты, музыканты тоже изучают АЗБУКУ! Только азбука эта музыкальная. Давайте и мы познакомимся с музыкальной азбукой.
5 линеек в нотной строчке
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.
Кроме нот в нотной азбуке много других знаков, но сегодня мы познакомимся и запомним НОТЫ.
Можно ли, ребята, пропускать буквы в словах?
А можно ли пропускать ноты?
Давайте назовем ноты по порядку. Это – звукоряд.
Послушайте, как они звучат. Чем выше тон ноты, тем выше ее домик.
А сейчас назовем те ноты, которые сидят на линейках, а сейчас те, которые глядят в окошечки.
Ответы детей
3. Раскройте учебник по закладке
Вы видите клавиши пианино. Давайте найдем клавиши: нота До, ре …
Сейчас мы споем звукоряд и сыграем на клавиатуре. Помните, что пропускать клавиши нельзя.
Замечательный композитор А.Островский написал на стихи поэта З.Петровой песню про ноты. Она так и называется «До, ре, ми». На наших первых уроках вы эту песню уже слышали.
«Должны мы быть внимательны, послушны и старательны,
И выучить все ноты хорошо!»
Сейчас мы споем песню и сыграем на нашей клавиатуре как настоящие музыканты. Но прежде, чем мы начнем петь, сделаем дыхательную гимнастику.
Прошу встать. Сейчас мы – исполнители. Поза - певца.
4. Дыхательная гимнастика
- Упр. на вдох и выдох, закрывая правую и левую ноздрю.
- Упр. по системе А.Стрельниковой «Кошка».
- Упр. «Воздушный шарик»
- Упр. «Водолазы».
- Пение «До, ре, ми» муз. А.Островского, сл. З.Петровой.
- Игра на нарисованной клавиатуре.
- Разгадывание ребуса.
Композитор А.Островский и поэт З.Петрова написали для школьников много замечательных песен. Название темы нашего урока – тоже строчки из песни «Азбука».
«Азбука, азбука каждому нужна,
Нам поможет книжки прочитать она».
Посмотрите, как мелодию этой песни записали с помощью нот.
Слушание. Просмотр видеофрагмента
Разучивание песни «Алфавит». Пропевание мелодии. Пластическое интонирование. (1 куплет)
5. Подведение итогов урока
Продолжите фразу:
- Я узнал, что ….
- Мне удалось….
- Мне понравилось….
- Я запомнил … .
Молодцы, ребята!
Домашнее задание: разгадать музыкальные ребусы, которые я для вас приготовила.
И на следующем уроке нас ждут новые встречи с музыкальной азбукой.