Односоставные предложения

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: односоставные предложения


Пояснительная записка

Урок русского языка по теме «Односоставные предложения» включен в раздел «Простые односоставные предложения» по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.

Для реализации программы используется учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2012 г.

Курс русского языка в 8 классе в учебном плане МБОУ г. Иркутска СОШ №66 рассчитан на 102 учебных часа (34 недели, 3 часа в неделю).

Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9 классов.

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

8 класс

Тип урока/ занятия

Урок первичного предъявления новых знаний

Технология построения урока/занятия

проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Цель

знакомство с видами односоставных предложений

Основные термины, понятия

- односоставное предложение;
- определенно-личные предложения;
- неопределенно-личные предложения;
- безличные предложения;
- назывные предложения.

Ожидаемый (планируемый) результат

Предметные умения

  • распознавание односоставных предложений в тексте;
  • классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
  • построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык 8 класс» (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, 2012)
Технические средства обучения: компьютер, проектор, сенсорная доска.:

Дидактические задачи этапов урока/занятия

Этапы урока/ занятия

Дидактические задачи

Организационный
(этап мотивации)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Постановка учебной проблемы

 Выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность из знаний, умений, способностей.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, выбор способа и средств ее решения.

Открытие нового знания

Построение нового способа действия и формирование умений его применять при решении проблемы, вызвавшей затруднение.

Первичная проверка понимания

Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

Применение новых  знаний

 Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Конспект урока

Приложения

Список литературы

1. Русский язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.А.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 2012.

2. Текст стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

3. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/108353-urok-russkogo-jazyka-po-teme-odnosostavnye-pr.html