Цели: закрепить знания о весне.
Планируемые результаты
Предметные: иметь представление о характерных признаках весны; формировать умение работать с разными источниками информации, находить нужный материал на заданную тему.
УУД
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы в группе; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
- Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
- Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: проектор, презентация, иллюстрации весны
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
1. Приветствие.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
2. Проверка готовности к уроку.
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
- Ребята, приглашаю всех совершить увлекательное путешествие.
II. Подведение к формулированию темы
Постановка учебной задачи.
- Чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, посмотрите на доску, прочитайте стихотворение. Какое время года описывается в нем? Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке?
Ласково греет солнце,
Зелёная ветка стучит в оконце,
Птицы на время вернулись домой.
Это, мой друг, бывает…
- Весной.
2. Выведение темы урока.
- Сегодня мы поговорим о прекрасном времени года - весне и все вместе совершим зоочную весеннюю прогулку. Мы должны выяснить, влияет ли это время года на настроение человека?
- Каким оно должно быть весной?
Тема нашего занятия звучит так: «Весна! Весна! И все ей рады…»
III. Открытие новых знаний
- Итак, закройте глазки, представьте, что вы на поэтической поляне (Открываю первую страницу нашего журнала).
Солнце ласково смеется.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Слышите? Какие замечательные слова!
Звучит музыка журчанья ручейка.
- Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его от столика к столику. (На столе лежат листочки с стихотворениями о весне).
(Каждая группа детей читает по одному стихотворению на весеннюю тему).
Загалдели цапли.
Испугались муравьи –
Двери заперли свои.
Вёдра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
А над озером повисло –
ЧУ – ДЕ – СА!Снег растаял в поле чистом,
Схлынет талая вода –
Побежит за трактористом
К синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном,
И черны, как из печи,
Провожают их грачи.Идёт матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришёл в май,
Солнце в терем приглашай!К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт –
В лесу подснежник
Расцветёт.Зеленый росточек
Прохлады боится,
Никак не решится
Из почки пробиться.
И солнышко шепчет:
"Не бойся, голубчик!"
И тянет листочек
За маленький зубчик.Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлёпает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
«Скоро, скоро, быть теплу!»-
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба…
Кораблик переходит к гостям, которые может тоже знают стихи о весне.
1. Знакомство с приметами весны.
- Ребята, а вы знаете что в природе бывает 3 весны:
– весна света
- весна воды
- весна зеленой травы.
Весенние месяцы – март, апрель и май.
2. Выступления ребят.
Ученик 1. - Март – месяц света. С каждым днем все дольше задерживается на небе солнышко, а 22 марта оно светит целых 12 часов, потому, что 21 марта – день весеннего равноденствия. Значит опять, как и 21 сентября день стал равен ночи.
Ученик 2. Второй весенний месяц – апрель-это месяц воды.
- Апрель – снегогон, водолей. Теплые дожди смывают зимнюю грязь, согревают землю. А еще апрель называют месяцем туманов.
Все перелетные птицы вернулись домой из теплых стран, хлопочут на гнездах, песни распевают.
А весна с каждым днем убыстряет свой бег.
Ученик 3. Май пришел. Вот приволье! Май – месяц зелени и цветов, травник, песенник. Это самый красивый и самый теплый весенний месяц.
Цветут черемуха, вишни, яблони, цветут первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, хохлатка. Чуть зазеленеет лес – послышится голос кукушки, а потом и трели соловья.
- Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.
3. Знакомство с приметами весны.
- В нашем классе творческие и любопытные ребята. Начали мы своё путешествие с библиотеки. Библиотекарь выдала нам интересные книги о весне.
«Первый цветок» автор Анатолий Онегов, «Как весна на север пришла» И.Соколов-Микитов, «Как ёжик зиму перезимовал» В.Гаранжин, «Лесная речка» Г.Снегирёв и книга «Как ходят деревья».
- Мы узнали, как природа изменяется весной и как животные готовятся к весне.
- Вам, ребята, было дано задание по группам, узнать о приметах весны.
- Давайте выясним, о каких приметах весны вы ребята узнали?
(Дети читают пословицы и приметы на листочках)
О марте.
Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.Об апреле.
Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель с водою – май с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.О мае.
Май холодный – год хлебородный.
Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.
4. Просмотр презентации «Приметы весны».
- А теперь давайте посмотрим на экран и узнаем дополним свои знания о приметах весны.
Ученик 4. Нам стало интересно, и мы решили выяснить, а знают ли младшие школьники о приметах весны и провели опрос.
- В анкетировании участвовали учащиеся 1-3 классов, всего 82 человека. Подведя итоги, мы выяснили, что, дети чаще всего называют такие приметы весны, как:
1. Прилетают птицы. 25 чел.
2. Ярче светит солнце, стало теплее. 24 чел.
3. Тает снег, текут ручьи. 20 чел.
4. Расцветают первые цветы. 18 чел.
5. Травка зеленеет 15 чел.
6. Меняют одежду люди. 10 чел.
7. Просыпаются насекомые, животные. 10 чел.
8. Набухают почки. 10 чел.
9. Птицы поют песни. 6 чел.
10. Появляются проталины. 6 чел.
11. День становится дольше. 5 чел.
12. Вьют гнёзда птицы. 15 чел.
13. Идут дожди. 13 чел.
14. Гремят грозы. 2 чел.
15. Девочки хорошеют. 1 чел.
Мы пришли к выводу, что наши школьники знают приметы весны.
5. Разгадывание кроссворда о птицах.
- А мы продолжаем наше путешествие. Вы должны сейчас выяснить, о каких вестниках весны пойдет речь дальше, догадаетесь, разгадав данный кроссворд:
Вопросы
1.
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
2.
На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на вес,
Но не вспыхнул свет в лесу.(Дятел)
3.
Верещуньи, белобоки,
И зовут их все …(Сороки)
4.
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: “Тень, тень!”
Угадай-ка, что за птица?
То веселая …(Синица)
5.
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и …(Совы)
В выделенных клетках появляется слово Птицы.
- О ком сейчас хочется поговорить? (О птицах).
Звучит аудиозапись «Голоса птиц»
IV. Включение в систему знаний
1. Дополнительная информация учителя.
Есть интересные птицы, которые весной бормочут: “Куплю балахон, продам шубу”. (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)
Оказывается, не все перелетные птицы улетают от нас осенью на юг. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок-плавунчик).
Птицы – это гонцы весны. А вы знаете, что – птицы единственные животные в мире, которые имеют крылья? (Да, потому что крылья у них – это руки.)
- Особенно красивы песни и танцы птиц весной, в период любви.
Звучит песня «Весенняя ламбада»
2. Разгадывание загадок о птицах-вестниках весны.
- Ребята, давайте мы с вами откроем для себя, какие птицы к нам прилетают весной?
Ученик 5.
– Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (Грач)
Грач – первый вестник весны. Они прилетают из тёплых стран первыми.
Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
Есть примета: Ранний прилет грачей – к теплой весне.
Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.
Ученик 6.
– Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья.
Его песня, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок полевой)
Жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка.
- По примете если испечешь весной жаворонка удача не обойдет твой дом стороной. Проверим эту примету. Ваши родители испекли жаворонков для вас и наших гостей. Угощайтесь!
Ученик 7.
Это птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Кукушка. Большую часть года кукушка ведёт скрытный, молчаливый образ жизни. Лишь весной и в первой половине лета самки и особенно самцы становятся заметными и шумными, привлекая к себе внимание. Кукушка очень полезна. Благодаря своему аппетиту, взрослая кукушка за час поедает до 100 гусениц. Среди гусениц есть такие, которые не едят птицы – волосатые и ядовитые. А кукушка поедает их с удовольствием.
Ученик 8.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Скворец. В апреле в нашу местность прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы. В народе говорят: «Увидел скворца - весна у порога».
Самки появляются попозже, когда самцы уже облюбовали скворечники. Но зато, как только они появляются, пение самцов становится более интенсивным. Смотреть на них, сидящих возле скворечника с распущенными крыльями и приоткрытым клювом, распевающим свою песенку, состоящую из свистов, подражаний пению других птиц, различным шумам и скрипам, очень интересно. Бывает так, что скворец мяукает, крякает, квакает и даже выводит соловьиные трели. Поют скворцы по утрам и вечерам даже во время выкармливания птенцов.
Перед тем, как заводить потомство, скворцы обустраивают своё жилище, выстилая полость скворечника или дупла сухими стебельками растений, перьями диких и домашних птиц и шерстью. Когда гнездо готово, самка сначала несколько дней просто сидит в нём, а самец поёт рядом со скворечником свои нехитрые песенки. Затем самка откладывает 5-6 ярко-голубых или бледно-зелёных яиц. Насиживают кладку 14-15 дней поочерёдно и самка и самец. Птенцов выкармливают также оба родителя, прилетая к гнезду с кормом по 150 раз в день каждый.
- Ребята нашего класса решили помочь птицам и сделали с родителями скворечники. Первые вестники весны облюбуют наши скворечники и поселятся в них.
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
1. Творческая мастерская (последний ватман висит на доске, желтый фон)
- Ну а мы решили приблизить весну и своими руками постараемся создать образ весны.
- Я приглашаю вас в творческую мастерскую.
2. Работа в группах.
- Работать будем в группах. Мы постараемся создать коллективную аппликацию «Скворушка».
- Распределитесь, кто из вас будет приклеивать солнышко, лучики, берёзу, пятнышки на берёзе, скворечник, листочки, скворушку.
3. Техника безопасности на занятии.
- Приготовьте клей, ножницы.
Повторим правила работы с ножницами и клеем:
1. Ножницы передавать только колечками вперед, не махать, резать аккуратно.
2. Открыть клей. Деталь намазать клеем с обратной стороны. Стараться не намазывать много клея.
4. Обсуждение этапов работы в группе.
1 группа
- С чего начнём? (с солнышка лучистого)
- Солнышко.
- Лучики солнца.
2 группа
- Берёза.
- Листочки на берёзе.
- Что будем приклеивать дальше?
- Пятнышки на берёзе.
3 группа
- Затем (скворечник)
- Что дальше? (скворушку)
- Молодцы, получилось очень красиво!
VI. Включение в систему знаний
1. Контроль знаний. Игра «Да-нет».
- Вы очень хорошо работали на уроке. Но чего-то не хватает в нашей коллективной работе? Чего, ребята? (цветов)
-Чтобы украсить нашу весеннюю полянку, поигрем в игру «Да-нет-ка»
- Перед вами зелёная поляна, в конвертах лежат разноцветные весенние цветы.
- Я буду задавать вопросы по теме нашего урока.
Если вы считаете, что «Да», то приклеиваете на свою поляну один из цветов, если нет, то ничего не приклеиваете.
1. Поэты и писатели описывают образ весны при помощи слов? +
2. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях, у неё строгий распорядок работ. Первым делом она освобождает землю, делает проталинки.+
3. После зимы идёт весна? –
4. Весна освобождает из-подо льда воду. Ручейки талого снега дружно сбегают в реки. Вода поднялась и сбросила с себя ледяной гнёт. Зажурчали весенние потоки. +
5. Апрель зимний месяц? –
6. Весна начала одевать землю и лес зеленью листьев. Одеваются деревья зеленью листвы. +
7. Среди первой яркой зелени лугов кружатся легкокрылые насекомые. Кругом много ярких красок. +
8. Музыканты передают весеннее настроение с помощью звуков? +
VII. Итог урока. Рефлексия
- Подведем итог работы и посмотрим, что у нас получилось.
- Ребята, по каким признакам можно догадаться, что мы с вами изобразили весну? (скворец прилетел, листочки стали распускаться, солнышко светит ярко, появились первые цветы - подснежники).
- Молодцы, получилось очень красиво!
Весны вам радостной и нежной
Счастливых дней и розовой мечты,
Пусть дарит март вам даже снежный
Свои улыбки и цветы!
В начале занятия вы должны были ответить на поставленный вопрос: «Влияет ли весна на настроение человека и почему? Каким оно должно быть весной?»
- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги зеленые листочки и снежинки. Если вам понравился урок, и в вашей душе зажёгся весенний лучик, то поднимите листочек, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинку.
- Наш урок подошёл к концу, но путешествие в весенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите весну. И о своих необычных наблюдениях вы расскажете на уроках окружающего мира.