Направление: общекультурное.
Возраст детей: 13-14 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные узелки» разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО в соответствии с ФГОС ООО.
Цель: Создание условий для развития творческой личности, самовыражение и самоопределение каждого ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- обучить практическим умениям и навыкам работы в технике макраме;
- ознакомить с историей возникновения узелкового плетения (макраме);
- вовлечь обучающихся в художественно-творческую деятельность;
- учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу;
- выработать у детей навыки и умения работы с различными материалами и инструментами, соблюдая правила по технике безопасности при работе.
Развивающие:
- развивать внимание, память;
- развивать художественно-творческие способности, желание вносить элементы прекрасного в жизнь;
- формировать умение реализовывать в повседневной жизни знания и умения, полученные на занятиях;
Воспитательные:
- содействовать формированию трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности, умению доводить начатое дело до конца;
- формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;
- воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь;
- формировать эстетический вкус.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
- интерес к новому виду прикладного творчества, к новому способу самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
- понимание необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивый интерес к новым способам познания.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД:
- планирование своих действий;
- осуществление пошагового и итогового контроля;
- адекватное восприятие оценки учителя;
- умение различать способ и результат действия;
- внесение коррективов в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- умение самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- проявлять познавательную инициативу;
- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты
К концу обучения обучающийся научится:
- технике плетения макраме;
- подбирать инструменты , материалы и приспособления для работы;
- навешивать нити на основу;
- выполнять узлы из одной, двух и более нитей;
- выполнять основные узлы и их комбинации;
- выполнять различные узоры из узлов;
- расширять и заканчивать плетеное полотно;
- пользоваться описаниями и схемами из журналов по макраме;
- понимать значение словосочетания "Раппорт узора";
- гармонично сочетать цвета при выполнении работы;
- выполнять плоское и объемное плетение;
К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:
- изготавливать плетеные изделия;
- вычерчивать схемы плетения по описанию;
- применять традиции декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища.
II. Содержание курса внеурочной деятельности c указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие (1ч)
Теория: История макраме. Знакомство с возможностями данной техники; просмотр готовых изделии. Материалы и приспособления для плетения, конструктивные элементы, позволяющие сохранять форму плетеного полотна; декоративные элементы, вплетаемые в изделия; технические условия для плетения. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.
Техника макраме. Приемы узелкового плетения. Выполнение изделий в технике макраме (32ч)
2. Способы навешивания нитей. Узлы из одной и двух нитей (1ч)
Теория: Способы навешивания нитей на основу, надставление нитей. Узоры из одной и двух нитей «простой», «восьмерка», «капуцин», «петельный»
Практика: Навешивание нитей на разные основы (нить, планка,кольцо). Выполнение образцов узоров
3. Основные узлы. Узоры на основе дойного плоского узла (1ч)
Теория: Технология выполнения узлов: «геркулесов» «общий плоский», «одинарный плоский узел», «двойной плоский узел», «тройной плоский узел». Понятие «схема»
Практика: Выполнение узлов-освоение приемов плетения
4. Узоры на основе двойного плоского узла (1ч )
Теория: Технология выполнения узоров «пико», «ягодка», «хамелеон», «шахматка», «решетка». Понятие «узор», «рисунок», «элемент», «ритм»
Практика: Выполнение узлов-освоение приемов плетения
5. Сетки (1ч)
Теория: Технология выполнения сеток из простых и сложных узлов. Правила плетения сеток. Понятие «мотив»
Практика: Выполнение сеток
6. Коронные узлы (1ч)
Теория: Технология выполнения узлов «трилистник», «китайский», «венок»
Практика: Пленение кулона китайским узлом
7. Репсовый узел и его виды, узоры из репсовых узлов (1ч)
Теория: Технология выполнения узлов : «горизонтальный репсовый, диагональный репсовый, вертикальный репсовый, тройной горизонтальный репсовый и узоров «стрелочка», «зигзаг», «ромбы»
Практика: Выполнение узоров
8. Практическая работа №1 «Плетение брелка «Рыбка» (1ч)
Практика: Плетение изделия диагональными репсовыми узлами.
9. Узел «фриволите», цепочки. Медальоны, декоративные ромбы (1ч)
Теория: Технология выполнения узла «фриволите» и цепочек на его основе, медальоны из узлов «фриволите» и двойного плоского, декоративные ромбы.
Практика: Выполнение медальонов и ромбов
10. Композиционные узлы (1ч)
Теория: Технология выполнения узлов «кокиль», «минутка»
Практика: Выполнение узоров
11. Приемы начала и окончания работы, приемы обработки нижнего и боковых краев (1ч)
Теория: Направление плетения: от угла вкруговую, в обе стороны, расширение плетеного полотна, вплетение декоративных элементов, окончание работы - «бахрома», «кисти», «сережки», «пико», «оплетка», «утолщенный нижний край», «ровный нижний край»
Практика: Выполнение приемов окончания работы
12-15. Практическая работа №2 «Плетение кашпо» (4ч)
Теория: Оформление современного интерьера изделиями, выполненными в технике макраме. Правила плетения кашпо. Выбор узоров ,подбор и расчет нитей.
Практика: Плетение и оформление кашпо
16. Техника плетения Кавандоли (1ч)
Теория: Приемплетения Кавандоли. Принципы выполнения двухцветного полотна репсовыми узлами. Понятие «орнамент»
Практика: Освоение техники плетения Кавандоли - выполнение орнамента.
17-19. Практическая работа №4 «Сувенир выпускнику» (3ч)
Практика: Применение техники Кавандоли. Подбор и расчет нитей, плетение по схеме
20. Орнаментальные узлы (1ч)
Теория: Технология выполнения узлов «древо жизни», «узел счастья», «жозефина», «турецкий»
Практика: Выполнение узлов
21. Плетеные косички (1ч)
Теория: Технология плетения косичек из 5, 6, 8 нитей
Практика: Плетение косичек по схеме и описанию
22. Фестоны (1ч)
Теория: Технология выполнения фестонов «пико», «двойное пико», «тройное пико», «пересекающиеся фестоны», «змейка», «фестон с бусиной»
Практика: Выполнение фестонов
23. Ажурные узоры (1ч)
Теория: Технология выполнения ажурных узоров из брид (из горизонтальных сдвоенных наклонных наклонных и овальных брид, ажурные треугольники, ромбы)
Практика: Выполнение узоров
24-25. Практическая работа №4 «Плетение цветов» (2ч)
Практика: Подбор и расчет нитей. Плетение объемных цветов
26-33 Проект «Настенное панно с карманом» (8ч )
Теория: Творческий проект, его роль и задачи. Алгоритм проекта. Назначение изделия с карманом. Составление схемы панно.
Практика: Плетение панно по схеме, сборка, оформление.
34. Итоговое занятие. Выставка и презентация работ (1ч)
Теория: Защита проектов
III. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел (тема) |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Вид |
1 |
Вводное занятие. История макраме. Материалы и приспособления для плетения. Правила техники безопасности |
1 |
1 |
|
Познавательная деятельность, художественное творчество |
2 |
Техника макраме. Приемы узелкового плетения. |
32 |
9 |
23 |
|
Способы навешивания нитей. Узлы из одной и двух нитей |
1 |
0,5 |
0,5 |
Трудовая (производственная) деятельность |
|
Основные узлы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Узоры на основе двойного плоского узла |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Сетки |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Коронные узлы |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Репсовый узел и его виды, узоры из репсовых узлов |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Практическая работа №1 «Плетение брелка «Рыбка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Узел «фриволите», цепочки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Композиционные узлы |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Приемы начала и окончания работы, приемы обработки нижнего и боковых краев |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Практическая работа №2 «Плетение кашпо» |
4 |
0,5 |
3,5 |
||
Техника плетения Кавандоли |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Практическая работа №3 «Сувенир выпускнику» |
3 |
|
3 |
||
Орнаментальные узлы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Плетеные косички |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Фестоны |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Ажурные узоры |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Практическая работа №3 «Плетение цветов» |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Проект «Настенное панно с карманом» |
8 |
0,5 |
7,5 |
||
3 |
Итоговое занятие. Выставка и презентация работ |
1 |
|
1 |
|
|
Итого |
34 |
10 |
24 |