Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебные узелки"

Разделы: Внеклассная работа


Направление: общекультурное.

Возраст детей: 13-14 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные узелки» разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО в соответствии с ФГОС ООО.

Цель: Создание условий для развития творческой личности, самовыражение и самоопределение каждого ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • обучить практическим умениям и навыкам работы в технике макраме;
  • ознакомить с историей возникновения узелкового плетения (макраме);
  • вовлечь обучающихся в художественно-творческую деятельность;
  • учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу;
  • выработать у детей навыки и умения работы с различными материалами и инструментами, соблюдая правила по технике безопасности при работе.

Развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • развивать художественно-творческие способности, желание вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • формировать умение реализовывать в повседневной жизни знания и умения, полученные на занятиях;

Воспитательные:

  • содействовать формированию трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности, умению доводить начатое дело до конца;
  • формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;
  • воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь;
  • формировать эстетический вкус.

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

  • интерес к новому виду прикладного творчества, к новому способу самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
  • понимание необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • устойчивый интерес к новым способам познания.

 Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД:

  • планирование своих действий;
  • осуществление пошагового и итогового контроля;
  • адекватное восприятие оценки учителя;
  • умение различать способ и результат действия;
  • внесение коррективов в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • умение самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • проявлять познавательную инициативу;
  • использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Предметные результаты

К концу обучения обучающийся научится:

  • технике плетения макраме;
  • подбирать инструменты , материалы и приспособления для работы;
  • навешивать нити на основу;
  • выполнять узлы из одной, двух и более нитей;
  • выполнять основные узлы и их комбинации;
  • выполнять различные узоры из узлов;
  • расширять и заканчивать плетеное полотно;
  • пользоваться описаниями и схемами из журналов по макраме;
  • понимать значение словосочетания "Раппорт узора";
  • гармонично сочетать цвета при выполнении работы;
  • выполнять плоское и объемное плетение;

К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:

  • изготавливать плетеные изделия;
  • вычерчивать схемы плетения по описанию;
  • применять традиции декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища.

II. Содержание курса внеурочной деятельности c указанием форм организации и видов деятельности

Вводное занятие (1ч)

Теория: История макраме. Знакомство с возможностями данной техники; просмотр готовых изделии. Материалы и приспособления для плетения, конструктивные элементы, позволяющие сохранять форму плетеного полотна; декоративные элементы, вплетаемые в изделия; технические условия для плетения. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.

Техника макраме. Приемы узелкового плетения. Выполнение изделий в технике макраме (32ч)

2. Способы навешивания нитей. Узлы из одной и двух нитей (1ч)

Теория: Способы навешивания нитей на основу, надставление нитей. Узоры из одной и двух нитей «простой», «восьмерка», «капуцин», «петельный»

Практика: Навешивание нитей на разные основы (нить, планка,кольцо). Выполнение образцов узоров

3. Основные узлы. Узоры на основе дойного плоского узла (1ч)

Теория: Технология выполнения узлов: «геркулесов» «общий плоский», «одинарный плоский узел», «двойной плоский узел», «тройной плоский узел». Понятие «схема»

Практика: Выполнение узлов-освоение приемов плетения

4. Узоры на основе двойного плоского узла (1ч )

Теория: Технология выполнения узоров «пико», «ягодка», «хамелеон», «шахматка», «решетка». Понятие «узор», «рисунок», «элемент», «ритм»

Практика: Выполнение узлов-освоение приемов плетения

5. Сетки (1ч)

Теория: Технология выполнения сеток из простых и сложных узлов. Правила плетения сеток. Понятие «мотив»

Практика: Выполнение сеток

6. Коронные узлы (1ч)

Теория: Технология выполнения узлов «трилистник», «китайский», «венок»

Практика: Пленение кулона китайским узлом

7. Репсовый узел и его виды, узоры из репсовых узлов (1ч)

Теория: Технология выполнения узлов : «горизонтальный репсовый, диагональный репсовый, вертикальный репсовый, тройной горизонтальный репсовый и узоров «стрелочка», «зигзаг», «ромбы»

Практика: Выполнение узоров

8. Практическая работа №1 «Плетение брелка «Рыбка» (1ч)

Практика: Плетение изделия диагональными репсовыми узлами.

9. Узел «фриволите», цепочки. Медальоны, декоративные ромбы (1ч)

Теория: Технология выполнения узла «фриволите» и цепочек на его основе, медальоны из узлов «фриволите» и двойного плоского, декоративные ромбы.

Практика: Выполнение медальонов и ромбов

10. Композиционные узлы (1ч)

Теория: Технология выполнения узлов «кокиль», «минутка»

Практика: Выполнение узоров

11. Приемы начала и окончания работы, приемы обработки нижнего и боковых краев (1ч)

Теория: Направление плетения: от угла вкруговую, в обе стороны, расширение плетеного полотна, вплетение декоративных элементов, окончание работы - «бахрома», «кисти», «сережки», «пико», «оплетка», «утолщенный нижний край», «ровный нижний край»

Практика: Выполнение приемов окончания работы

12-15. Практическая работа №2 «Плетение кашпо» (4ч)

Теория: Оформление современного интерьера изделиями, выполненными в технике макраме. Правила плетения кашпо. Выбор узоров ,подбор и расчет нитей.

Практика: Плетение и оформление кашпо

16. Техника плетения Кавандоли (1ч)

Теория: Приемплетения Кавандоли. Принципы выполнения двухцветного полотна репсовыми узлами. Понятие «орнамент»

Практика: Освоение техники плетения Кавандоли - выполнение орнамента.

17-19. Практическая работа №4 «Сувенир выпускнику» (3ч)

Практика: Применение техники Кавандоли. Подбор и расчет нитей, плетение по схеме

20. Орнаментальные узлы (1ч)

Теория: Технология выполнения узлов «древо жизни», «узел счастья», «жозефина», «турецкий»

Практика: Выполнение узлов

21. Плетеные косички (1ч)

Теория: Технология плетения косичек из 5, 6, 8 нитей

Практика: Плетение косичек по схеме и описанию

22. Фестоны (1ч)

Теория: Технология выполнения фестонов «пико», «двойное пико», «тройное пико», «пересекающиеся фестоны», «змейка», «фестон с бусиной»

Практика: Выполнение фестонов

23. Ажурные узоры (1ч)

Теория: Технология выполнения ажурных узоров из брид (из горизонтальных сдвоенных наклонных наклонных и овальных брид, ажурные треугольники, ромбы)

Практика: Выполнение узоров

24-25. Практическая работа №4 «Плетение цветов» (2ч)

Практика: Подбор и расчет нитей. Плетение объемных цветов

26-33 Проект «Настенное панно с карманом» (8ч )

Теория: Творческий проект, его роль и задачи. Алгоритм проекта. Назначение изделия с карманом. Составление схемы панно.

Практика: Плетение панно по схеме, сборка, оформление.

34. Итоговое занятие. Выставка и презентация работ (1ч)

Теория: Защита проектов

III. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

№ п/п

Раздел (тема)

Кол-во часов

Теория

Практика

Вид
деятельности

1

Вводное занятие. История макраме. Материалы и приспособления для плетения. Правила техники безопасности

1

1

 

Познавательная деятельность, художественное творчество

2

Техника макраме. Приемы узелкового плетения.
Выполнение изделий в технике макраме

32

9

23

Способы навешивания нитей. Узлы из одной и двух нитей

1

0,5

0,5

Трудовая (производственная) деятельность

Основные узлы.

1

0,5

0,5

Узоры на основе двойного плоского узла

1

0,5

0,5

Сетки

1

0,5

0,5

Коронные узлы

1

0,5

0,5

Репсовый узел и его виды, узоры из репсовых узлов

1

0,5

0,5

Практическая работа №1 «Плетение брелка «Рыбка»

1

0,5

0,5

Узел «фриволите», цепочки.
Медальоны, декоративные ромбы

1

0,5

0,5

Композиционные узлы

1

0,5

0,5

Приемы начала и окончания работы, приемы обработки нижнего и боковых краев

1

0,5

0,5

Практическая работа №2 «Плетение кашпо»

4

0,5

3,5

Техника плетения Кавандоли

1

0,5

0,5

Практическая работа №3 «Сувенир выпускнику»

3

 

3

Орнаментальные узлы.

1

0,5

0,5

Плетеные косички

1

0,5

0,5

Фестоны

1

0,5

0,5

Ажурные узоры

1

0,5

0,5

Практическая работа №3 «Плетение цветов»

2

0,5

1,5

Проект «Настенное панно с карманом»

8

0,5

7,5

3

Итоговое занятие. Выставка и презентация работ

1

 

1

 

Итого

34

10

24