Известный русский языковед академик Л.В.Щерба, подчёркивая важную социальную роль правописания, говорил: «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».
Работая по учебникам «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий (УМК «Школа России»), использую приёмы, которые позволяют заинтересовать детей значением изучаемых слов, расширить словарный запас, обогатить активный запас грамматических конструкций, выработать гибкость в обращении с языковыми средствами, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления “трудных” слов в устной и письменной речи.
Предложенные мною приёмы позволяют развивать у младших школьников методологические умения (умение видеть орфограмму в слове, умение осуществлять подбор синонимических и антонимических рядов, умение составлять словосочетания и предложения со словарными словами, умение осуществлять словообразовательный и этимологический анализ слов, умение применять слова с непроверяемыми орфограммами в речевой деятельности учащихся, умение работать со словарями) и навыки.
Какие же приёмы помогают развивать навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами?
Умение видеть орфограмму в слове.
№1. Раздели слова на две группы:
Трава, ребята, молоко, ловить, желать, апрель, солёный, жёлтый, доска, аккуратный, река.
№2.Собери слово:
пус, ка, та же, ин, нер
роз, мо тор, трак
тот, ка, кар рев, ня, де
№3. Выпиши слова в два столбика: в первый столбик - с глухими согласными на конце слова, во второй — со звонкими согласными на конце слова:
Завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.
№4. «Поймай гласные»:
Рбт, крндш, лфвт, врбй.
(работа, карандаш, алфавит, воробей)
№5.Первый слог потерялся:
...рока ...роз | ...мое ...род |
||
...рова ...хоз |
...мал ...тон |
||
...рона ...робей |
...ток ...суда |
Умение осуществлять подбор синонимических , антонимических рядов.
№1. Найди в предложениях слова, близкие по смыслу, но не однокоренные:
А) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
Б) В окне сквозь мёрзлое стекло зари багряный луч играет.
В) Весь день был тихий, морозный, с падающим лёгким, редким снегом.
№2. Подобрать к словам с буквой Й слова, противоположные по значению:
Слабый мороз, плохой товарищ, низкий урожай.
№3. Нахождение в стихах слов, близких по значению (дорожки, тропинки).
Затерянный и одинокий,
Вблизи тропинки полевой,
Скрывался он во ржи высокой —
Осколок неба голубой, (василёк)
№4. Найди те названия животных, к которым можно подобрать близкие по значения слова.
Лиса, волк, лось, медведь, бегемот.
Рыжая, серый, сохатый, косолапый, Топтыгин, гиппопотам.
№5. Найди синонимы:
Лукошко, корзинка.
Хочешь посмотреть на лето?
В лес пускают без билета.
Там грибов, плодов и ягод Наберёшь в лукошко на год.
Умение составлять словосочетания и предложения со словарными словами.
№1. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова:
холод, стужа, мороз. Объясни, почему ты употребил выбранное слово.
Береги нос в большой...
На дворе было три градуса...
В одну ночь ... сковала озёра и реки.
№2. Подбери и запиши к каждому слову подходящее по смыслу имя прилагательное:
ландыши, воробьи, собака, солдат, бассейн, помидор, картина.
№3. Составь три предложения, используя опорные слова:
а) сентябрь, школа, класс, учительница, ребята;
б) хороший, урожай, морковь, капуста, помидоры, школьники;
в) зарядка, позавтракать, постель, убирать, пораньше.
№4. Подбери к данным словам подходящие по смыслу имена, отчества, клички животных, названия городов, улиц:
Учительница ----------------- -, корова ---------------, котёнок-------- ———, город—
———, деревня----------------- , улица ———, барсук ---------------- -.
№5. Используя словосочетания, составь предложения:
Городская улица, ягоды малины, жил в Москве, русский народ, урожай капусты, чудесный платок, листья берёзы, тёплое пальто, работал в субботу, сильный ветер, жёлтый карандаш.
№6.Запиши слова с удвоенными согласными бб, жж, сс, нн. С одним из слов составьте предложение.
Умение осуществлять словообразовательный и этимологический анализ слов
№1. Происхождение названий каких ягод можете объяснить?
Голубика, ежевика, костяника, крыжовник, малина, рябина, смородина, черника, шиповник. Свой ответ проверьте по словарю.
№2. Записать словосочетания, разобрать по составу прилагательные, выделить ударную и безударную гласные в существительных:
Прелестные ромашки, голубенькая фиалка, озеленить улицу, шёл по песку, голосистый соловей, ухаживать за растениями, яркий костёр.
№3. От данных слов образовать 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов: -чик-, -очк-, -чик-, -к-, -ок.-, -н-, -еньк-.
Стакан, морковь, собака, пенал, ягода, облако, язык, конфета, дорога, диван.
№4.От данных слов образовать 2-3 однокоренных слова при помощи приставок: на-,
про-, по-, от-, вы-, пере-, за-.
Кипеть, падать, таять, плавать, ставить.
№5. Выписать однокоренные слова, разобрать их по составу:
Пускай тебя щиплет мороз - смотри не пугайся.
Пусть заморозит он до слёз — ему не поддавайся.
№6. Подумай, как появились такие слова:
Космонавт, тракторист, субботник, вокзальная, солдатик, пшеничный, человечек.
№7. Слова: ранний, зажужжал, группа раздели для переноса. Допиши ещё два слова на удвоенную согласную.
№8. Почему в сказках говорят: Красная девица?
Почему главную площадь нашей страны люди назвали Красной площадью?
Составь о ней и запиши несколько предложений.
Умение применять слова с непроверяемыми орфограммами в речевой деятельности учащихся.
№1.Составь текст - описание на тему: «Ох уж эта лисица!»
№2. Объясни смысл пословицы:
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
В каких случаях жизни так говорят?
№3. Используя данные слова, составить и написать небольшой рассказ на следующую тему «На лесной полянке».
Солнце, берёзки, травушка, земляничка, ковёр, цветов, кузнечики, песни птиц.
№4. Прочитайте. Найдите в предложениях слово, которое не изменяется. Как определить падеж этого существительного?
Недалеко от шоссе стояла одинокая сосна. По шоссе идут колонны грузовиков.
№5. Перечисли качества людей, о которых рассказываютпословицы.
- Моя хата с краю, я ничего не знаю.
- В чужой лодке всегда больше рыбки.
- Как собака на сене: сама не ест и другим не дает, (равнодушие, зависть, жадность)
№6. Как вы понимаете значение данных оборотов речи?
Выдержать характер, много думать о себе, от всего сердца, от чистого сердца, принять близко к сердцу, намылить голову.
Умение работать со словарями.
№1.Дописать подходящие по смыслу слова из словаря:
стальные чайная косолапый
№2. Выпиши из словаря названия животных и подбери каждому животному кличку.
№3. Можно ли с помощью слов Василий, Макар, Маргарита, Пётр, Роман объяснить правописание слов: василёк, макароны, маргаритка, петрушка, ромашка? Проверь по словарю.
№4. Пользуясь Этимологическим словариком, найдите исторически проверочные слова к словам:
Вермишель, вершок, витамин, волчок, волшебный,
№5. Объясните правописание слов:
вчера (от вечер = «до прошедшего вечера»)
герой (от греч. Герое — «храбрец» = «смельчак»)
деревня (от дерево = «место, очищенное от леса»)
№6. Подумай, есть ли разница в употреблении слов ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат. Проверьте по словарю.
№7. Выпиши из «Орфографического словаря» десять глаголов без приставок, поставь их в форму прошедшего времени единственного числа мужского рода и запиши. Выдели суффиксы.
№8. Обратись к Орфографическому словарю, найди и выпиши по два слова с такими же орфограммами:
- с безударными гласными в полногласных сочетаниях;
- с удвоенными согласными;
- с непроверяемыми согласными.
№9. Вспомните загадки, отгадками к которым являются слова из «Словаря». Загадай их.
№10. Обратись к «Орфографическому словарю».
Выпиши по 10 слов на темы: «Еда», «Дорога, транспорт», «Игры», «Труд». Запиши их, распределив по частям речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Допиши ещё три имени числительных.
№11. Среди слов на тему «Спорт» есть немало таких, в которых пишутся удвоенные согласные. Запиши их, подчеркни орфограммы.
Планомерное применение названных технологий дало возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям на 20% по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приёмов.
При использовании описанных технологий учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.