Игра-путешествие «Острова и капитаны»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования, создать условия для повышения образовательной мотивации, развивать индивидуальные способности учащихся, формировать универсальные учебные действия помогает педагогам нашей гимназии игра-путешествие «Острова и капитаны», которая решает следующие задачи:

  • сплочение классов между собой и получение опыта общения в разных командах, развитие умения работать в коллективе;
  • развитие навыков правильного поведения в школе, семье, общественных местах, транспорте;
  • развитие творческих возможностей детей, фантазии, эстетического вкуса, театральных способностей;
  • воспитание ответственности, трудолюбия, уважения к товарищам, старшему поколению;
  • обогащение духовного мира детей;
  • обобщение и закрепление знаний детей об обрядовых русских праздниках, истории страны;
  • обучение детей методам проектной деятельности.

Учащиеся 1–4-х классов в игровой форме в течение всего учебного года путешествуют по огромному океану знаний. В путешествии младшие школьники побывают на 4-х островах:

  • Остров Творческих сенсаций;
  • Остров Дружбы и Семьи;
  • Остров Мудрой Совы;
  • Остров Веселого общения.

Путешествуя, учащиеся участвуют в играх, праздниках, конкурсах, викторинах, экскурсиях, творческих делах, занимаются научно-исследовательской деятельностью.

Путешествие начинается в сентябре с плавания по реке Правовой, и это неслучайно. Дети знакомятся с Конституцией РФ, правами и обязанностями ребенка. Важно, что 1 сентября реализуется их право на образование, у первоклассников появляются новые обязанности, обязанности ученика. Далее все учащиеся плывут к острову Творческих сенсаций, где проводится конкурс летних фотографий (тема меняется ежегодно, например «Раз ромашка, два ромашка, трям!..», «Удивительное рядом»). Почему о лете? За три летних месяца в жизни каждого ребенка происходит много интересного: новые встречи и знакомства, новые книги, увлекательные путешествия и походы по своей стране и другим странам, удивительные открытия. Фотографии помогают эти события сохранить в памяти, предоставляют возможность поделиться со школьными друзьями своими летними новостями, достижениями. На этом же острове проходит конкурс поделок из природного материала и плодов садов и огородов семей учащихся «Осенняя симфония», который раскрывает творческую фантазию детей, их наблюдательность, демонстрирует сформированность таких качеств как трудолюбие, аккуратность. Конкурс «Звездный дождь», который традиционно проводится в конце сентября, дает возможность детям раскрыться творчески в разных номинациях: художественное чтение, танец, гимнастический этюд, народная песня, фокусы, эстрадное исполнение, владение музыкальным инструментом. В ноябре проводится интерактивная викторина «Славная осень». На острове Творческих сенсаций все классы в начальной школе по выбору отправляются на экскурсии (на хлебозавод, кондитерскую фабрику, в музей игрушек, выставочный зал, в усадьбу Рукавишниковых, зимний сад, на детскую железную дорогу и др.), посещают мастер-классы по мыловарению, валянию валенок, городецкой росписи и др. По итогам экскурсий и мастер-классов в гимназии проводятся свои мастер-классы (например, по мыловарению, флористике). Также проводятся мастер-классы по итогам работы кружков (1-2 классы – «Веселый карандаш», 3-4 классы – «Умные руки»). В течение учебного года проходят различные конкурсы (по плану гимназии). По полугодиям подводятся итоги конкурсов, которые помогут выбрать самых активных участников (отдельных учащихся и целых классов, т.е. капитанов). По итогам пребывания на Острове Творческих сенсаций создается книга (книга – символ острова)

Второй остров, на котором побывают ребята, - Остров Дружбы и Семьи. Речь идет о семье каждого учащегося, о гимназии в целом как одной общей семье, о классной и школьной дружбе, о дружбе с другими народами, французскими друзьями. (Формируем личностные УУД, развиваем патриотизм).В сентябре все знакомятся с правами и обязанностями ребенка в семье. В декабре проводится Семейный Фестиваль, целью которого является развитие партнерских отношений между педагогами гимназии и семьями учащихся гимназии. Семейный Фестиваль помогает решать проблему дефицита семейного общения: создаются условия для общения детей, родителей, педагогов и формирования активной позиции ребенка по отношению к своей семье и окружающим. С целью укрепления отношений в семье, воспитания уважения к старшим, формирования здорового образа жизни проводятся дни здоровья:

  • в декабре – «Румяные щечки»;
  • в феврале (марте) – в рамках праздничных гуляний, посвященных Масленице;
  • в июне (лагерь).

В апреле проводится праздник «Посвящение в гимназисты», который демонстрирует причастность первоклассников к большой гимназической семье. К приезду друзей из Франции (по плану гимназии) первоклассники готовят рисунки о своем городе, стране. 2-4 классы пишут письмо французскому другу о дорогих сердцу уголках любимого города. В течение всего учебного года осуществляется посещение музея гимназии, где проходят экскурсии на различные темы. Были в музее проведены виртуальный фестиваль «Тайны семейных архивов», фестиваль семейных коллекций «Мир твоих увлечений», экскурсии «Эскадрилья Нормандия-Неман», «Небо над Горьким.1941-1945 гг.», «Большой мир маленького значка», интерактивная игра «Полет над Нижним» и др. На Острове Дружбы и Семьи создается фотоальбом «Любимый город».

Третий остров на пути младших школьников – Остров Мудрой Совы (формируем регулятивные, познавательные УУД). В сентябре на берегу Правовой реки ребята дают старт заплыву к пристани «Все предметы хороши», определяют, какие предметы хотели бы подружиться (интеграция). С этого момента включается в работу каждая параллель по оформлению научно-информационного стенда «Радуга наук»:

  • 1 четверть – 4-ые классы;
  • 2 четверть – 3 классы;
  • 3 четверть – 2 классы;
  • 4 четверть – 1 классы.

Во всех классах открываются «научно-исследовательские лаборатории», в которых учащиеся добровольно занимаются исследовательской работой с педагогами и родителями по интересующим их темам. В марте в рамках работы НОУ гимназии ребята защищают свои работы. Лучшие работы будут представлены на районной научно-практической конференции районного НОУ «Эврика» и рекомендованы для публикации в сборнике. Учителя-предметники проводят мастерские «Первые шаги в науку» (биология, химия, физика, история). Учителя начальных классов совместно с учителями-предметниками проводят интегрированные уроки. В феврале-марте проводятся олимпиады по русскому языку и математике. В апреле учащиеся принимают участие в работе Общества активных читателей на базе областной детской библиотеки. По итогам в мае проводится викторина « Все науки, соединяйтесь!». Лучшие учащиеся получают сову - символ острова.

Четвертый остров - Остров Веселого общения. (Формируем личностные, коммуникативные УУД). На берегу реки Правовой изучаются правила внутреннего распорядка, правила поведения в гимназии, в общественных местах, т.к. без знания этих правил невозможно никакое общение. На тематических классных часах учителя уделяют внимание вопросам правил поведения. В декабре параллель 3-х классов приглашает все начальные классы в гостиную «По следам Дедов Морозов», где познакомит с тем, как встречают Новый год в других странах. Ребята начальных классов пишут письма Деду Морозу. В январе – конкурс стихов «Вдохновение». В классах проводятся праздники, посвященные 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая. Итог: творческий отчет группы младших школьников, посещающих театральную студию под руководством Е.В.Кондратьевой, артистки театра комедии, в феврале (в рамках детского фестиваля им. Е.Евстигнеева). В апреле учащихся приглашают на спектакль, который готовят в кружке «Волшебные кулисы».

Лучшие команды-классы, капитаны, выявленные в течение путешествия, награждаются грамотами, подарками. Капитаны (при посещении летнего школьного лагеря «Акватория детства») будут рекомендованы в совет лагеря.

План путешествия может корректироваться с учетом общезначимых гимназических дел, памятных дат и др.

Игра-путешествие «Острова и капитаны» системообразующая, длительна по времени, что создает непрерывную игровую ситуацию, позволяет включить в процесс игры любое количество детей, классов. Игра увлекает детей, делает их школьную жизнь интересной, насыщенной. Учителям дает возможность воспитательную работу наполнить разнообразными методами, современными технологиями в соответствии с требованиями ФГОС, реализовать принципы педагогики успеха.