Школа является одним из самых важных и социально-значимых институтов, который оказывает влияние на формирование духовно-нравственной личности. Перед школой, действующей в условиях мегаполиса, стоит сложная задача - уменьшить воздействие «минусов» большого города: роста агрессии, равнодушия, подмены истинных ценностей кратковременными «модными» увлечениями. Необходимо также использовать предлагаемые городом «плюсы» для духовно-нравственного развития личности: формирования культурного кругозора, широких возможностей обучения и самообучения.
Одним из основных направлений воспитательной работы в нашей школе является духовно-нравственное развитие обучающихся, готовых к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняя свою социально-культурную идентичность. Исходя из этого, нами были поставлены конкретные задачи:
- организация воспитательного пространства школы, включающего историко-культурную и этническую специфику мегаполиса;
- разработка комплекса воспитательных мероприятий, позволяющих ученику ознакомиться с духовно-нравственными ценностями русской культуры;
- формирование навыков, отношений, ценностей, мотиваций к личному участию в решении доступных социальных проблем;
- создание условий для совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей;
- сотрудничество с культурными учреждениями мегаполиса;
- формирование у школьников ценностных ориентаций, традиционных для русской культуры.
Данные задачи начали реализовываться в общешкольном проекте «Я на земле родился русской…».
Проект, рассчитанный на два года, предполагает следующие этапы:
1. Предпроектное исследование:
- диагностика исходного состояния воспитательной работы в школе, анализ результатов диагностики;
- диагностика знаний азов русской культуры, анализ диагностики;
- диагностика интересов учащихся в рамках проекта.
2. Разработка проекта:
- определение основных направлений работы, обеспечивающих условия для духовно-нравственного развития обучающихся на основе стандартов второго поколения;
- разработка программ дополнительного образования с включением этнокультурного компонента;
- включение мероприятий по реализации проекта в общешкольный план учебно-воспитательной работы;
- разработка диагностических анкет для промежуточного мониторинга воспитательной работы в школе в рамках проекта;
- составление программ кружковой работы;
- развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся с ориентиром на традиции русской культуры.
3. Реализация проекта:
- корректировка программ кружковой работы с учетом возрастных особенностей учащихся для каждой ступени обучения;
- развитие блока дополнительного образования (создание новых коллективов, обустройство помещений для занятий, создание сценических костюмов и т.д.);
- представление результатов работы по проекту на круглых столах, семинарах и т.д. районного и городского уровней;
- введение школьников в мир культурных традиций своего народа на основе изучения родного языка с одновременным знакомством с традициями других этносов (экскурсионные программы, классные часы, общешкольные мероприятия и т.д.
4. Внедрение результатов проекта:
- анализ результатов реализации программы;
- обобщение опыта работы;
- представление опыта работы:
- сборник научных статей учащихся, учителей школы по проекту;
- сайт по проекту;
- интерактивная карта «Русский Петербург»;
- экскурсионная программа по изучению «Русского Петербурга»;
- школьный музей «Я на земле родился русской»;
- программы блока дополнительного образования.
-
методическое пособие «Школа - воспитательное пространство для развития духовно-нравственной личности на традициях русской культуры в условиях мегаполиса»;
С начала учебного года наши ученики и педагоги школы активно включились в изучение исторического и культурного наследия своей страны, знакомство с русскими национальными традициями, освоение достижений родной культуры, национального достояния, духовных ценностей нашего народа. Было организовано сотрудничество с культурными организациями города Санкт-Петербурга: Домом Национальностей, диаспорами малых народов России, живущими в нашем городе, библиотеками, музеями и театрами города. Ребята приняли участие в мастер-классах по ознакомлению и изучению быта, творчества и культуры России, участвовали в художественно-изобразительных, литературных и музыкальных конкурсах. Итоговыми мероприятиями проведенной за учебный год работы стали научно-практическая конференция и гала-концерт «Я на земле родился русской…».
Целый год весь коллектив школы был объединен общим делом. В ходе работы появились прекрасные идеи о создании школьного музея, не без помощи родителей родилась школьная костюмерная. Многие ребята раскрылись с совершенно неожиданных сторон: как замечательные сказители русских былин, авторы частушек, танцоры, певцы, рукодельницы.
Основными предполагаемыми результатами проекта на наш взгляд станут:
- принятие культуры и духовных традиций своего народа и народов России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
На наш взгляд, эти результаты будут достигнуты при соблюдении «5 СО»: СО-хранения культурных традиций своего народа, СО-переживания героическому прошлому своей страны, СО-здания условий для изучения русских народных обрядов и быта, СО-трудничества педагогов, учащихся и их родителей. Итогом работы над проектом должно стать яркое СО-бытие в жизни каждого учащегося. Недаром Почетный гражданин Санкт-Петербурга Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что ребенок в школе должен быть радостным и счастливым, и тогда школа для него станет не просто образовательной площадкой, но и местом, где ему комфортно и куда хочется вернуться.