Школа – воспитательное пространство развития социально-культурных контактов учащихся в условиях мегаполиса

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Школа является одним из самых важных и социально-значимых институтов, который оказывает влияние на формирование духовно-нравственной личности. Перед школой, действующей в условиях мегаполиса, стоит сложная задача - уменьшить воздействие «минусов» большого города: роста агрессии, равнодушия, подмены истинных ценностей кратковременными «модными» увлечениями. Необходимо также использовать предлагаемые городом «плюсы» для духовно-нравственного развития личности: формирования культурного кругозора, широких возможностей обучения и самообучения.

Одним из основных направлений воспитательной работы в нашей школе является духовно-нравственное развитие обучающихся, готовых к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняя свою социально-культурную идентичность. Исходя из этого, нами были поставлены конкретные задачи:

  • организация воспитательного пространства школы, включающего историко-культурную и этническую специфику мегаполиса;
  • разработка комплекса воспитательных мероприятий, позволяющих ученику ознакомиться с духовно-нравственными ценностями русской культуры;
  • формирование навыков, отношений, ценностей, мотиваций к личному участию в решении доступных социальных проблем;
  • создание условий для совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей;
  • сотрудничество с культурными учреждениями мегаполиса;
  • формирование у школьников ценностных ориентаций, традиционных для русской культуры.

Данные задачи начали реализовываться в общешкольном проекте «Я на земле родился русской…».

Проект, рассчитанный на два года, предполагает следующие этапы:

1. Предпроектное исследование:

  • диагностика исходного состояния воспитательной работы в школе, анализ результатов диагностики;
  • диагностика знаний азов русской культуры, анализ диагностики;
  • диагностика интересов учащихся в рамках проекта.

2. Разработка проекта:

  • определение основных направлений работы, обеспечивающих условия для духовно-нравственного развития обучающихся на основе стандартов второго поколения;
  • разработка программ дополнительного образования с включением этнокультурного компонента;
  • включение мероприятий по реализации проекта в общешкольный план учебно-воспитательной работы;
  • разработка диагностических анкет для промежуточного мониторинга воспитательной работы в школе в рамках проекта;
  • составление программ кружковой работы;
  • развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся с ориентиром на традиции русской культуры.

3. Реализация проекта:

  • корректировка программ кружковой работы с учетом возрастных особенностей учащихся для каждой ступени обучения;
  • развитие блока дополнительного образования (создание новых коллективов, обустройство помещений для занятий, создание сценических костюмов и т.д.);
  • представление результатов работы по проекту на круглых столах, семинарах и т.д. районного и городского уровней;
  • введение школьников в мир культурных традиций своего народа на основе изучения родного языка с одновременным знакомством с традициями других этносов (экскурсионные программы, классные часы, общешкольные мероприятия и т.д.

4. Внедрение результатов проекта:

  • анализ результатов реализации программы;
  • обобщение опыта работы;
  • представление опыта работы:
    • методическое пособие «Школа - воспитательное пространство для развития духовно-нравственной личности на традициях русской культуры в условиях мегаполиса»;
    • сборник научных статей учащихся, учителей школы по проекту;
    • сайт по проекту;
    • интерактивная карта «Русский Петербург»;
    • экскурсионная программа по изучению «Русского Петербурга»;
    • школьный музей «Я на земле родился русской»;
    • программы блока дополнительного образования.

С начала учебного года наши ученики и педагоги школы активно включились в изучение исторического и культурного наследия своей страны, знакомство с русскими национальными традициями, освоение достижений родной культуры, национального достояния, духовных ценностей нашего народа. Было организовано сотрудничество с культурными организациями города Санкт-Петербурга: Домом Национальностей, диаспорами малых народов России, живущими в нашем городе, библиотеками, музеями и театрами города. Ребята приняли участие в мастер-классах по ознакомлению и изучению быта, творчества и культуры России, участвовали в художественно-изобразительных, литературных и музыкальных конкурсах. Итоговыми мероприятиями проведенной за учебный год работы стали научно-практическая конференция и гала-концерт «Я на земле родился русской…».

Целый год весь коллектив школы был объединен общим делом. В ходе работы появились прекрасные идеи о создании школьного музея, не без помощи родителей родилась школьная костюмерная. Многие ребята раскрылись с совершенно неожиданных сторон: как замечательные сказители русских былин, авторы частушек, танцоры, певцы, рукодельницы.

Основными предполагаемыми результатами проекта на наш взгляд станут:

  • принятие культуры и духовных традиций своего народа и народов России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

На наш взгляд, эти результаты будут достигнуты при соблюдении «5 СО»: СО-хранения культурных традиций своего народа, СО-переживания героическому прошлому своей страны, СО-здания условий для изучения русских народных обрядов и быта, СО-трудничества педагогов, учащихся и их родителей. Итогом работы над проектом должно стать яркое СО-бытие в жизни каждого учащегося. Недаром Почетный гражданин Санкт-Петербурга Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что ребенок в школе должен быть радостным и счастливым, и тогда школа для него станет не просто образовательной площадкой, но и местом, где ему комфортно и куда хочется вернуться.