Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности

Разделы: Информатика, Профессия — педагог

Ключевые слова: информатика, ИКТ, информационно-коммуникативные технологии


В статье рассматривается целесообразность использования средств ИКТ на различных этапах урока для формирования и развития компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий. Приводятся примеры использования следующих средств ИКТ: MS PowerPoint как средство создания интерактивных презентаций; Google сервисы; сервис создания интерактивных приложений (пазл, кроссворд и др.) LearningApps; сервис создания ментальных карт MindMeister; сервис для создания ленты времени Time.Graphic; сервис для создания облака слов WordArt.

Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, стали привычным инструментом профессиональной деятельности. Постоянно увеличиваются объемы информации, обновляются и совершенствуются средства ИКТ. Перед преподавателями возникает проблема: каким образом не только научить обучающихся использовать конкретные средства информационно-коммуникационных технологий, но и научить выбирать оптимальные средства для решения поставленных задач, научить связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, способствовать пониманию значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. Способствовать решению данной проблемы, на наш взгляд, будет личный пример преподавателя: демонстрация целесообразного использования преподавателем средств ИКТ в зависимости от задач, решаемых на конкретном этапе урока.

Этап актуализации знаний и умений является важной частью современного урока в рамках Федеральных государственных стандартов второго поколения [1]. Основной дидактической задачей, которую преследует преподаватель, планируя занятие, является систематизация имеющихся у обучаемых знаний, навыков, умений, касающихся тематики урока. Повысить эффективность проведения этапа позволяет сервис LearningApps, который позволяет повторить изученный ранее материал в интерактивной форме. Это может быть как пазл, так и викторина или задание найти пару. Например, на уроке по теме «Перевод чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q» собираем пазл «Кодирование информации». Рабочее поле разбито на 12 составных частей, которые сгруппированы по четырем основным видам информации: графическая, числовая, текстовая и звуковая. К каждому разделу относится 3 понятия, при правильном выборе открывается таблица представления чисел в разных системах счисления, составленная на предыдущем уроке. Организация повторения материала с помощью интерактивного пазла позволяет охватить всю группу. Игровая форма помогает комфортному вхождению в урок и позитивному настрою на дальнейшие действия.

На этапе целеполагания погружение в тему целесообразно провести с использованием презентации MS PowerPoint. Например, на приведенном ранее уроке после выполнения пазла открывается таблица зависимости между числами разных систем счисления. В последней строке таблицы появляется десятичное число 2561. Преподаватель задает вопрос: «Можно ли с помощью таблицы определить значение этого числа в других системах счисления?». Суворовцы отвечают, что это практически сделать невозможно. Следует вопрос: «А можно ли ограничить компьютерные вычисления числами из составленной нами таблицы?», ответом на который является категорическое «Нет». Делаем вывод: «Налицо противоречие между имеющимися знаниями и необходимостью выполнения операций». Это противоречие позволяет сформулировать тему урока.

В зависимости от места урока в системе можно составить интерактивный кроссворд, ребус или пазл, решение которого выводит обучающихся на тему урока. Все это возможно организовать ранее указанным сервисом LearningApps, позволяющим выполнять задания, как у доски, так и индивидуально за своими компьютерами.

На этапе усвоения новых знаний можно организовать работу, в процессе которой учащиеся изучают новый материал самостоятельно, выполняя конкретные задания по поиску и систематизации информации, представлении информации в требуемой форме. Например, при изучении темы «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов», учащиеся 9 классов, работая в едином документе (Google Презентация), находят в сети Интернет информацию по теме урока: интересные факты об электронной почте, способах защиты личной информации при работе с электронной почтой, формулируют и записывают правила сетевого этикета, а также правила при выборе логина и пароля. После заполнения своего слайда каждый суворовец может ознакомиться со слайдами всех суворовцев.

Если материал для учащихся новый и сложный для самостоятельного усвоения, то разумно использовать интерактивную презентацию в MS PowerPoint для повышения наглядности объяснения материала преподавателем. Например, объяснение алгоритма перевода чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q представляет собой слайд презентации, который содержит анимированную демонстрацию алгоритма перевода чисел: поочередно появляются действия и демонстрация их на конкретном примере. Представление алгоритмов и примеров, их иллюстрирующих, в динамике, когда ученику видно, откуда берется та иная цифра, знак и т.д. – это хороший способ повысить наглядность представления учебного материала и, поэтому, эффективность процесса обучения.

Между этапами урока рекомендуется провести динамическую паузу. Сейчас есть множество видеофрагментов, позволяющих провести «зарядку», но можно создать свой алгоритм. Например, слайд для организации динамической паузы в презентации к уроку может представлять собой анимированный алгоритм, следуя которому суворовцы выполняют упражнения на снятие мышечной нагрузки и зарядку для глаз.

Этап обобщения и систематизация знаний требует тщательной и трудоёмкой подготовки. Для того чтобы достичь высоких результатов и оптимизировать работу учащихся, необходимо чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся. Применение таких цифровых ресурсов как сервис создания ментальных карт MindMeister, ленты времени Time.Graphics, облако слов WordArt позволяет осуществить контроль достижения задач и целей урока. Например, в рамках урока обобщения и систематизации основных понятий темы «Обработка текстовой информации» совместно с учащимися составляется ментальная карта «текст», в которой обобщаются все полученные знания по теме, а именно: структура текста, способы редактирования и форматирования текста, текстовые объекты и др. Сервис WordArt по созданию облака слов позволит оформить ассоциации по выбранной теме в единый объект. Например, можно составить облако слов по теме «Основные компоненты персонального компьютера и их функции», изучаемой в 8 классе. Лента времени Time.Graphics позволяет расположить события в хронологическом порядке, что позволять обобщить и систематизировать некоторые темы курса.

Целесообразна организация выполнения учащимися проектных и творческих работ, в том числе сетевых (Google сервисы), направленных на применение изучаемого материала. Так, например, в ходе изучения раздела «Электронные таблицы» учащимся 9 класса на уроке предлагается заполнить Google-таблицу, выполнив мини-проект, по подсчету учебных, каникулярных, праздничных и выходных дней текущего учебного года с оформлением диаграмм и графиков, с дальнейшим анализом полученных результатов. За счет возможности организации коллективной работы над одним документом, возникает возможность сплочённой работы в группе с разделением обязанностей. Использование информационных технологий на данном этапе урока помогает перейти на более продуктивный уровень.

Этап контроля знаний помогает учащимся и учит их видеть динамику своих учебных достижений, сравнивать свои прошлые результаты и настоящие; ориентируют на оценку учебных достижений, а также на недостатки в работе. При контроле знаний на уроках информатики очень удобно использовать тестовую систему MyTestX, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать правильность внесения ответов учащимися.

Этап рефлексии – это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. На этапе рефлексии мы часто используем Google Формы, которые позволяют опросить учащихся. Результаты ответов вносятся в таблицу, в которой можно подробно просмотреть все варианты ответов. Все результаты, представленные в форме таблицы, в дальнейшем удобно статистически обрабатывать и группировать. Кроме того, каждый пользователь, ответивший на вопросы формы, может получить обобщенную информацию в виде сравнительных графиков и диаграмм.
Подводя итоги, можно сказать, что на выбор средства ИКТ, которое позволит наиболее эффективно провести тот или иной этап урока, влияют: место урока в системе; задачи этапа; сложность учебного материала; новизна знаний, которые учащиеся должны усвоить (закрепить, применить, показать) в процессе этапа; наглядность учебного материала; возможность (невозможность) организации совместной работы.

Любое из приведенных программных средств является лишь инструментом в руках педагога, который в первую очередь должен определить, что именно надо донести учащимся, и, только исходя из этого, строить сценарий урока и целесообразно применять современные средства ИКТ.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 62 с. – (Стандарты второго поколения), с.12