Модуль: «Светская этика».
Класс: 4.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: формирование понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.
Задачи:
предметные:
- познакомить учащихся с понятиями «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение», «моральный конфликт».
метапредметные:
- развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас.
- учить отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.
- воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны понять, что свобода – это, прежде всего способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Моральный выбор – это выбор между добром и злом.
Формы и виды деятельности: игра, групповая работа, беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, ответы на вопросы,
Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, добродетельный выбор.
Средства наглядности: презентация, видеоаппаратура, произведение С.Михалков «Находка». Притча «Утренний выбор», учебник «Основы светской этики».
Ход урока
1. Организационный момент. Целевая установка
(фрагмент песни «Дорога добра»)
(слайд 3)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
- Про какую дорогу говорится в песне?
- Ребята, возникал ли у вас вопрос: «Какой дорогой идти по жизни?»
- А как вы думаете, сколько дорог может быть у человека?
- А как вы думаете, человек выбирает себе дорогу в жизни?
(слайд 4) Давайте посмотрим на картину «Три дороги». По какой пойти?
- Ребята, а есть ли у человека свобода выбора?
- О чем мы сегодня будем говорить? (о свободе выбора)
2. Актуализация знаний
- Как называется тема урока?
- Составьте слово из рассыпанных букв
Б О Д О С В А - СВОБОДА (слайд 5)
Молодцы, ребята. Речь действительно сегодня пойдёт о свободе и о моральном выборе человека.
Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.
Перед человеком всегда стоит право на свободу выбора. От того какой выбор он сделает, зависит его место на лесенке нравственности.
(слайд 6)
Я жить хочу, хочу свободы!
Я равен вам, я – человек.
А.Добролюбов
Что значит это слово? (предположение и высказывание детей)
Работа со словарями (в группах).
Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И.Даля)
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)
- Какое определение слова «свобода» подходит к теме нашего урока? (Ответы детей)
Запись в тетради нужного пояснения:
Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому. (слайд 7, 8)
Кто может находиться в неволе? (животные в клетке, человек в заключение)
Скажите можно ли назвать животных свободными? Почему?
Чем отличается человек от животного? (Человек свободен и сам способен делать выбор как ему жить, и какие поступки совершать)
3. Целеполагание
Обсуждение
- Что значит быть свободным?
- Для чего нужна свобода?
- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?
4. Работа по теме урока
1) Усвоение знаний.
Восточная притча. (слайд 9)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику? (послушать сначала ответы ребят)
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод (Слайд 10)
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Мой выбор.
Ситуация.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б) куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в) поступлю по-другому.
Обсуждение ответов.
(слайд 11) Чтение стихотворения С.Михалкова «Находка». Обсуждение, высказывание своего мнения – как бы поступил Я?
2) Закрепление понимания учащимися нового материала.
(слайд 12) Работа по учебнику.
Выявление пробелов в усвоении нового учебного материала и затруднений в усвоении способов действий. Коррекционная работа по ликвидации пробелов.
Работа с карточками в группах.
Продолжи фразу
- Свобода – это…….
- Моральный выбор – это выбор между ________- и _________
- Моральный выбор – это результат -____________
- Моральный выбор зависит от -________________
- Поведение может быть __________- и _________
- Моральный конфликт -_________________
- При разрешении морального конфликта важно сделать _________ выбор.
Проверка выполнения задания. (слайд 13)
5. Итог урока
(слайд 14)
От кого же зависит, как прожить жизнь?
Словами какой из притч мы можем ответить? Всё в твоих руках!
6. Рефлексия
(на доске делаем коллективную аппликацию)
У каждого на парте есть лучики и тучки. Если вам было интересно на уроке, выберите лучик, а если нет – тучку. Прикрепите лучик или тучку на небо. (слайд 15)
7. Домашнее задание
(слайд 16)