Слайд 1. Презентация
Современное положение в обществе дало толчок развитию инновационных методов обучения, позволяющих добиться максимального включения всех участников образовательного процесса. Одним из актуальных методов в режиме самоизоляции выступило дистанционное обучение.
Слайд 2
Дистанционное обучение рассматривается как вид интерактивного взаимодействия между учителем и учащимся, а также между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).
Слайд 3
Очевидно, что мы явились свидетелями наиболее масштабного образовательного эксперимента в истории человечества, охватившего 90% детских садов, школ, колледжей и университетов мира. Общий охват учащихся превысил 1,75 млрд человек, плюс более 200 млн педагогов. В республике Башкортостан было проведено свыше 1,5 млн.онлайн-уроков, 87 % наших учеников ежедневно учились в онлайн-режиме, были и другие варианты обучения. Министерство образования РФ совместно с ВШЭ провело опрос учителей, в котором приняло 25тыс.600 педагогов. Результаты таковы: с 64 до 93% увеличилась доля пользования учителями онлайн-ресурсами, 88% учителей стали их применять, 55 % из них сказали, что скорее всего и дальше продолжат пользоваться онлайн-ресурсами в своей работе.
Слайд 4
Хотелось вкратце поделиться некоторыми формами работы во время дистанционного обучения.
Слайд 5
Первоначально была проведена работа по подготовке рабочих мест учащихся. Каждая семья на своё усмотрение оборудовала рабочее место своего ребенка компьютером (ноутбуком, планшетом), телефоном, камерой. Организовала доступ в Интернет.
Слайд 6
При планировании дистанционного обучения сочетала следующие способы организации дистанционного обучения:
- онлайн-уроки (в режиме реального времени), организованные с помощью видеосервиса (Skype);
- онлайн-обучение с помощью ЭОР (мы пользовались образовательной платформой Российская электронная школа (РЭШ), ЯКласс, видеоколлекциями, видео в YouTube).
- кейс-технологии.
В отличие от очного проведения урока, урок в ДО требует более детальной подготовки учебного момента. Важно продумывать содержание учебного материала, структуры урока, продумывание последовательности вопросов их краткость, точность, завершенность, умение сжать материал, правильно использовать временя урока.
Слайд 7
Итак, обучение было организовано согласно расписанию и режима.
Слайд 8
1. Вечером в родительский чат в whatsapp выкладывала расписание уроков на завтра, форму проведения, необходимые принадлежности.
Во избежание путаницы с разными платформами, ссылками на различные ресурсы, старалась выстроить четкий алгоритм для родителей, чтобы они помогли своему ребенку не потеряться в информационной электронной среде.
Слайд 9
2.Формы проведения уроков разные — видеоурок, видеоконференция, ссылка на учебник, практическая работа, проект, творческое задание.
Проблема, с которой в первый же день столкнулись ученики и родители образовательные платформы «зависали», возникала проблема со звуком. В первые дни не все дети умели проверять качество звука. На первом уроке поняла, что дети бояться работать, чувствуют себя неуверенно.
Слайд 10
Затем обучающиеся стали более уверенно работать, научились общаться в чате. Домашнее задание по предметам выдавала на образовательных платформах. Такие задания дети выполняют с интересом, с желанием. Дополнительно по основным предметам давала практическое выполнение номера или упражнения из учебника.
Слайд 11
Родители фотографировали домашние задания и отправляли в Скайп личным сообщением. Работу проверяла, затем писала комментарии, сообщала оценку и ставила ее в электронный журнал.
Слайд 12
Было удобно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу, тест можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы, просматривала отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.
Слайд 13
Интерактивные уроки на образовательной платформе РЭШ (Российской электронной школы) включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок.
Слайд 14
Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.
На мой взгляд, дистанционное обучение имеет ряд отличительных характеристик:
- основная часть процесса не требует непосредственного взаимодействия учителя и учащегося;
- электронные средства являются преобладающими;
- наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности самих обучающихся.
Но ученик начальной школы еще не обладает достаточной мотивацией и волевыми характеристиками, чтобы продуктивно работать без постоянного контроля со стороны взрослого. Частой проблемой является и временной режим: дети должны получить знания, выполнить задания и отправить их выполненными, не теряя времени, педагогу. Но зачастую дети отвлекаются, теряют нить хода урока и сбивают темп занятия, что плохо сказывается на их успеваемости и знаниях. Поэтому вовлечение родителей в процесс дистанционного общения в начальной школе очень важно.
Слайд 15
Семьи многих детей определяют отрицательные стороны дистанционного обучения:
- детям сложно осваивать новый материал самостоятельно;
- длительное нахождение за компьютером сказывается на здоровье;
- образовательные платформы «виснут» от огромного числа пользователей.
Родители выделили для себя и положительные стороны дистанционного образования:
- возможность наблюдать за учебным процессом ребенка,
- быть участником в этом процессе;
- возможность контролировать выполнение заданий школьником.
Я считаю, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, и правильно организовать образовательную деятельность не только с детьми, но и с родителями.
Слайд 16
И в заключение…
Виртуальный класс вряд ли заменит реальный в ближайшие годы и даже десятилетия. Дистанционное обучение не может полностью заменить учащемуся «живое» общение с учителем. Но важно то, что учителя за два месяца работы прошли колоссальный путь, по-новому оценили свою роль в процессах учения и обучения, возможности новых технологий, как в повседневной педагогической практике, так и стратегически, овладели первичными навыками цифровой грамотности.
Слайд 17
Спасибо за внимание!