Уроки пандемии: новая реальность

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дистанционное обучение


Слайд 1. Презентация

Современное положение в обществе дало толчок развитию инновационных методов обучения, позволяющих добиться максимального включения всех участников образовательного процесса. Одним из актуальных методов в режиме самоизоляции выступило дистанционное обучение.

Слайд 2

Дистанционное обучение рассматривается как вид интерактивного взаимодействия между учителем и учащимся, а также между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).

Слайд 3

Очевидно, что мы явились свидетелями наиболее масштабного образовательного эксперимента в истории человечества, охватившего 90% детских садов, школ, колледжей и университетов мира. Общий охват учащихся превысил 1,75 млрд человек, плюс более 200 млн педагогов. В республике Башкортостан было проведено свыше 1,5 млн.онлайн-уроков, 87 % наших учеников ежедневно учились в онлайн-режиме, были и другие варианты обучения. Министерство образования РФ совместно с ВШЭ провело опрос учителей, в котором приняло 25тыс.600 педагогов. Результаты таковы: с 64 до 93% увеличилась доля пользования учителями онлайн-ресурсами, 88% учителей стали их применять, 55 % из них сказали, что скорее всего и дальше продолжат пользоваться онлайн-ресурсами в своей работе.

Слайд 4

Хотелось вкратце поделиться некоторыми формами работы во время дистанционного обучения.

Слайд 5

Первоначально была проведена работа по подготовке рабочих мест учащихся. Каждая семья на своё усмотрение оборудовала рабочее место своего ребенка компьютером (ноутбуком, планшетом), телефоном, камерой. Организовала доступ в Интернет.

Слайд 6

При планировании дистанционного обучения сочетала следующие способы организации дистанционного обучения:

  • онлайн-уроки (в режиме реального времени), организованные с помощью видеосервиса (Skype);
  • онлайн-обучение с помощью ЭОР (мы пользовались образовательной платформой Российская электронная школа (РЭШ), ЯКласс, видеоколлекциями, видео в YouTube).
  • кейс-технологии.

В отличие от очного проведения урока, урок в ДО требует более детальной подготовки учебного момента. Важно продумывать содержание учебного материала, структуры урока, продумывание последовательности вопросов их краткость, точность, завершенность, умение сжать материал, правильно использовать временя урока.

Слайд 7

Итак, обучение было организовано согласно расписанию и режима.

Слайд 8

1. Вечером в родительский чат в whatsapp выкладывала расписание уроков на завтра, форму проведения, необходимые принадлежности.

Во избежание путаницы с разными платформами, ссылками на различные ресурсы, старалась выстроить четкий алгоритм для родителей, чтобы они помогли своему ребенку не потеряться в информационной электронной среде.

Слайд 9

2.Формы проведения уроков разные — видеоурок, видеоконференция, ссылка на учебник, практическая работа, проект, творческое задание.

Проблема, с которой в первый же день столкнулись ученики и родители образовательные платформы «зависали», возникала проблема со звуком. В первые дни не все дети умели проверять качество звука. На первом уроке поняла, что дети бояться работать, чувствуют себя неуверенно.

Слайд 10

Затем обучающиеся стали более уверенно работать, научились общаться в чате. Домашнее задание по предметам выдавала на образовательных платформах. Такие задания дети выполняют с интересом, с желанием. Дополнительно по основным предметам давала практическое выполнение номера или упражнения из учебника.

Слайд 11

 Родители фотографировали домашние задания и отправляли в Скайп личным сообщением. Работу проверяла, затем писала комментарии, сообщала оценку и ставила ее в электронный журнал.

Слайд 12

 Было удобно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу, тест можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы, просматривала отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.

Слайд 13

Интерактивные уроки на образовательной платформе РЭШ (Российской электронной школы) включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок.

Слайд 14

Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.

На мой взгляд, дистанционное обучение имеет ряд отличительных характеристик:

- основная часть процесса не требует непосредственного взаимодействия учителя и учащегося;

- электронные средства являются преобладающими;

- наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности самих обучающихся.

Но ученик начальной школы еще не обладает достаточной мотивацией и волевыми характеристиками, чтобы продуктивно работать без постоянного контроля со стороны взрослого. Частой проблемой является и временной режим: дети должны получить знания, выполнить задания и отправить их выполненными, не теряя времени, педагогу. Но зачастую дети отвлекаются, теряют нить хода урока и сбивают темп занятия, что плохо сказывается на их успеваемости и знаниях. Поэтому вовлечение родителей в процесс дистанционного общения в начальной школе очень важно.

Слайд 15

Семьи многих детей определяют отрицательные стороны дистанционного обучения:

 - детям сложно осваивать новый материал самостоятельно;

- длительное нахождение за компьютером сказывается на здоровье;

- образовательные платформы «виснут» от огромного числа пользователей.

Родители выделили для себя и положительные стороны дистанционного образования:

 - возможность наблюдать за учебным процессом ребенка,

- быть участником в этом процессе;

- возможность контролировать выполнение заданий школьником.

Я считаю, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, и правильно организовать образовательную деятельность не только с детьми, но и с родителями.

Слайд 16

И в заключение…

Виртуальный класс вряд ли заменит реальный в ближайшие годы и даже десятилетия. Дистанционное обучение не может полностью заменить учащемуся «живое» общение с учителем. Но важно то, что учителя за два месяца работы прошли колоссальный путь, по-новому оценили свою роль в процессах учения и обучения, возможности новых технологий, как в повседневной педагогической практике, так и стратегически, овладели первичными навыками цифровой грамотности.

Слайд 17

Спасибо за внимание!