Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных стала проектно-исследовательская деятельность.
В новом учебном году мы с ребятами решили запустить долгосрочный проект «Времена года».
Цель: систематизировать представление ребёнка о рябине.
Задачи:
- воспитывать умение видеть красоту родной природы:
- поощрять детей к рассуждениям, общению и самостоятельным высказываниям;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- активизировать речь, память, внимание и мышление;
Ежемесячно подробно знакомимся с природными явлениями, с изменениями, которые происходят вокруг нас. Наблюдаем, проводим опыты, рисуем, лепим, читаем рассказы и сказки, учим стихи и песни.
Когда покраснела рябина, мы подробно изучили все, что связано с этой прекрасной ягодой и красивейшим деревом, от которого трудно отвести взгляд особенно осенью.
Нашу беседу о рябине мы начали с загадки:
- Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.
- Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, ее клюют.
- В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка?
Не сразу дети отгадали эту загадку, поэтому мы начали свой рассказ:
Среди березок, елей и дубов стоит в лесу красавица рябинка. Все листочки кружевные, ажурные.
Весной это дерево все в белых воздушных цветах.
Осенью на веточках появляются яркие, красные украшения.
Рябина растет в лесах и парках, а также люди сажают эту красавицу на своих участках. Дело в том, что с давних времен люди наделяли рябину магической силой, которая способна была охранять от злых духов и колдовства. С рябиной не принято было шутить, относились к ней всегда серьезно и уважительно.
Следующим этапом нашего знакомства с рябиной были работы с пластилином и красками.
В ходе реализации данного проекта дети рассматривали листья, гроздья рябины, а также каждую ягодку. После этого они убедились, что ягоды внутри мягче, чем оболочка, а также в каждой ягодке имеются семечки. Семечки и листья рассмотрели через лупу.
Для детей уже не составило труда отгадать загадку:
- Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.
Итогом знакомства с рябиной стал развлекательно-познавательный досуг.
Сценарий досуга
Дети входят в зал в платьях и рубашках, расписанных под хохлому, рассаживаются на стульчики. Входит педагог-психолог в ярко красном платье, на голове венок из рябиновых гроздьев.
Рябинка: - Здравствуйте, ребята.
Я пришла к вам на праздник поиграть с вами и повеселиться. А вы догадались кто я?
Отгадайте загадку
Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная ...
Если дети затрудняются, можно задать наводящие вопросы.
Рябинка: Правильно, я рябинка.
- Ребята вы такие красивые, нарядные, очень похожи на рябинку, можно встать в хоровод и получатся рябиновые бусы.
Дети водят хоровод под песню «Ягодки рябинки, красные косынки».
После хоровода дети «рассыпаются» по залу и исполняют песню А.Евдотьевой «Рябинки».
Дети садятся на стульчики.
Рябинка предлагает детям посмотреть презентацию о рябине, затем дети берут хохломские ложки и исполняют небольшую музыкальную композицию.
В заключение ребята дарят Рябинке бусы и сережки, которые они сделали на предварительных занятиях.
Используя проектно-исследовательскую деятельность, мы даем возможность нашим воспитанникам удовлетворить свою любознательность, систематизировать полученную информацию, увидеть и «потрогать», а не просто услышать о незнакомых вещах. Все это позволяет упорядочить свои представления о мире и об окружающей действительности.