Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главная задача, предъявляемая в обучении ИЯ, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы, т.е. практический подход в овладении 4 видами речевой деятельности. Произошла смена целей образования от «образования на всю жизнь» к «образованию всю жизнь».
Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приёмах на каждом уроке. Урок иностранного языка должен быть построен на решении реальных задач. Чтобы урок повышал мотивацию в изучении ИЯ, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю и детям. В наше время нахождение такого материала вполне доступно для любого учителя иностранного языка. Благодаря, сети Интернет, можно найти и использовать на уроке свежие статьи из англоязычных стран, аудиозаписи песен, видеоролики, начать переписку с иностранцами.
Коммуникативная направленность процесса обучения ИЯ должна найти отражение также и в многообразии форм, методов организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Разные формы и методы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. Как в жизни, учащиеся должны иметь возможность выпускать свои газеты, организовывать праздники, переписываться с иностранцами, сочинять песни и стихи, решать исследовательские задачи, только все это посредством ИЯ.
Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать различные формы, приёмы и методы организации урока, т.е. применение нетрадиционных форм проведения уроков.
Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся на уроке. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, т.к. проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные связи, оживляется мышление, повышается интерес к предмету.
Виды нестандартных уроков
1. Уроки-игры. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры. Здесь могут использоваться как настольные игры с заданиями по различным видам деятельности, так и ролевые игры. Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Примеры подобных заданий:
- strip story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»)
- smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами)
- merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами)
- contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу)
- politeness (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами)
- kind words (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника)
2. Уроки-сказки. Проведение уроков-сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй - сочиняется самим учителем.
3. Уроки-состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания по выбранной теме.
4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок-суд, урок-аукцион, урок - биржа знаний. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют профориентационную роль, проявляется артистизм школьников.
5. Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера.
6. Урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах.