Вводная часть
Класс: 2.
Цели: |
Создать условия для получения новых знаний: знакомство с понятиями «род» и «родословная». Сформировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников; развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям. |
Задачи: |
- показать учащимся необходимость и возможность получения от взрослых и при поиске в открытых источниках информации о родословной своей семьи, научиться составлять свою родословную; |
УУД: |
- понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений, оценивать значение семьи для человека и общества, оценивать свои достижения и достижения других учащихся; |
Планируемые результаты: |
- научиться рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи, знать и называть по Ф.И.О. всех членов своей семьи, обсуждать коллективные результаты; |
Основные понятия: |
Семья, семейные ценности, род, родословная |
Ресурсы: |
Учебник, тетрадь для самостоятельной работы. |
Структура и содержание урока
I. Организационный этап
- Приветствие;
- Проверка рабочего места: учебник, тетрадь, карточки для индивидуальной и парной работы, ручка, карандаш.
II. Родословная
1) В начале урока подготовленные заранее ребята разыгрывают сценку.
- Здравствуй, добрый молодец. Как тебя звать-величать? Какого ты роду-племени? Далеко ли путь держишь?
- Я Иван, а по батюшке величают Петровичем. Роду я крестьянского. Держу путь в город, на ярмарку, товар свой продать, да на народ честной посмотреть.
- С прибылью торговать тебе, добрый молодец. Счастливого пути!
Учитель: - Ребята, что вы сейчас увидели? («Мы увидели, как люди приветствовали друг друга, знакомились, узнали, зачем молодец едет в город»)
- Какими словами приветствовала путника девушка? Что означают эти слова? (Ребята поясняют слова героев.) Люди уважительно относились к своим предкам. Так появился обычай обращаться по имени-отчеству.
«Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого древа».
Сегодня я вам предлагаю окунуться в атмосферу семейной жизни с её укладом, традициями, праздниками. Мы узнаем, откуда происходят наши фамилии, услышим о наших предках, почувствуем гордость за свой род, а может быть, кто-то из вас всерьёз, вместе со своими родителями займётся изучением своей родословной. Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать на уроке – это слово «семья». Слово это понятно всем, как слова «школа» и «уроки». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, это дедушка и бабушка.
2) Давайте решим кроссворд (индивидуальные карточки)
1. Как называют древнего предшественника по роду? (предок)
2. Ряд поколений, происходящих от одного предка. (род)
3. Брат отца или матери. (дядя)
4. Сестра мужа. (золовка)
5. Матери жены и мужа. (сватьи)
6. Дочь брата или сестры. (племянница)
7. Мужья двух сестер. (свояки)
8. Мать мужа. (свекровь)
9. Брат жены. (шурин)
10. Мать жены. (тёща)
11. Группа родственников, живущих вместе. (семья)
(Ключевое слово – РОДОСЛОВНАЯ)
Сейчас мы познакомимся с понятием «родословная», научимся составлению родословной. По ходу чтения на доске появляются слова:
- Родословная — это перечень поколений одного рода.
- Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
- Поколение – одновременно живущие люди одного или близкого возраста.
- Предок – это древний предшественник по роду.
- Потомки – люди следующих поколений.
3) В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей в свою очередь так же делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.
4) Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит, из ребёнка вырастает мама с папой, а из них дедушки и бабушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернём рисунок «вверх ногами». Тогда дерево превратится в корень, в большой разветвлённый корень, из которого и вырос этот человек.
И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.
Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о предках, а если мы говорим о потомках, какого-нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше – правнуки.
- Для любого человека можно нарисовать родословное дерево? (Нет).
- А родословный корень? (Да).
Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – 4, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – 8. И так далее. Вот сколько у человека предков. Кстати, у многих народов мира уважаем тот человек, который знает своих предков до седьмого колена.
Мы на уроке выполним три звена, а вы можете провести дальше эту работу дома.
Сейчас мы начнём исследования своего родословного корня.
(работа на индивидуальных карточках)
5) Вы должны ответить на вопрос, который прозвучит перед чтением стихотворения.
Кто живёт в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живёт в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын,
Ещё живёт красавица
С родными неразлучно.
Один из них её зовёт
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовёт её другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей,
И называет мамой
Мужчина младший самый.
- Сколько человек живёт в этой квартире? (5). Назовите их.
(учащиеся называют: отец мужа, дедушка жены, Миша - сын мужа, муж и жена)
III. Моё имя. Моя фамилия
1) Есть такая старинная загадка: «Тебе дано, а люди пользуются». А разгадка проста – это имя.
Имя - личное название, даваемое человеку при жизни. Каждое имя имеет свою историю.
Наши предки давали такие имена:
- по внешности: мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;
- по чертам характера: добр, храбр, молчак, умник, дурак, несмеян;
- по месту в семье: первой, меньшой, старшой, другой.
Сейчас в это трудно поверить. После крещения Руси пришло много имён из других языков.
Личные имена – это имена, которые присваиваются при рождении людям и под которым они известны в обществе. Знаете ли вы, что в России живут люди разных национальностей? Большинство из них – русские, много татар, казахов, адыгов, армян, бурят, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших предков – земляков.
У одних имена русского происхождения: Светлана, Ярослав; у других – греческого и римского: Андрей, Марина; чьи-то пришли с Украины: Остап. Есть имена турецкого происхождения: Аскер; персидского: Рустам; арабского: Юнус, Фарида; адыгейского: Паго, Шумаф.
2) Ребята, вам интересно узнать, что означают ваши имена, откуда они родом? Тогда слушайте:
Греческого происхождения:
Александр – защитник людей.
Алексей - заступник, отражающий, предотвращающий.
Антон – вступающий в бой.
Евгений – благородный.
Ирина – мир, покой.
Николай – победитель, покоритель народов.
Оксана – иностранка.
Пётр – скала, камень.
Екатерина – чистота, благопристойность.
Старославянского происхождения:
Владислав – славный.
Древнееврейского происхождения:
Илья – божья помощь.
Римского происхождения:
Максим – величайший.
Римма – римлянка.
Юлия – кудрявая.
3)
Дед старался для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий… Муций…Овен… Орест…Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней –
Гелий… Атом… Космодром…Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой… Кузьма… Фома…Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был ПЕТРОМ.
- Новый поток имён вы узнали. Как вы думаете, почему выбрали не одно из названных имён?
- Есть по этому поводу такая поговорка: «Где родился, там и пригодился». Родители поступили мудро: они выбрали то имя, которое не будет слишком экстравагантным, ребёнка не будут дразнить, и он точно пригодится в этом мире.
А ещё у каждого человека, названного православным именем есть день ангела – день святого, чьё имя носите, и считается вашим ангелом хранителем.
4) Слово "фамилия" - латинского происхождения. У римлян оно изначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам. Familia - совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении "семья", "супруги". И в России слово фамилия поначалу употребляли в значении семья. В XVII-XVIII веках еще бытовало слово "прозвище": оно-то в те дни и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия приобрело собственное второе значение, ставшее превалирующим: "наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени".
Фамилии давались по:
- сходству с птицами, животными;
- имени предка;
- месту проживания (рождения);
- личным качествам;
- роли в семье;
- внешним данным;
- занятию, ремеслу.
Стихотворение Граубина «Прадеды» читает подготовленный ученик.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
Первая перепись 1897 г. показала, что фамилии не имеет до 75 % населения (впрочем, это относилось более к жителям национальных окраин, чем коренной России). Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века.
IV. Социокультурный тренинг “Родственники» - работа в парах
1-я работа (закрепить знания учащихся, определить уровень сформированности жизненного опыта детей)
1) Подготовительный этап.
Учащимся предлагается соединить линией соответствующие друг другу понятия в столбиках. Определяется время работы – 5 минут. Время может быть увеличено или уменьшено с учётом темпа работы учащихся.
2) Основной этап – индивидуальная работа, работа в парах, экспертная оценка учителя
Индивидуальная работа
Учитель наблюдает за действиями учащихся, оказывает необходимую помощь. По завершении времени учитель просит закончить работу одновременно.
Работа в паре
Учащимся предлагается внимательно выслушать друг друга и прийти к единому решению.
3) Экспертная оценка учителя
Лучше не проводить групповое обсуждение, а сразу дать экспертную оценку (учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради). Другой вариант: учитель спрашивает решение одной из пар, выражает своё согласие или несогласие и доказывает правильность выбора, показывает образец рассуждения.
Карточка
ПРАБАБУШКА | ПАПИН БРАТ |
ПРАДЕДУШКА |
СЫН ТВОЕЙ ТЁТИ |
БАБУШКА |
МАМА ТВОЕГО ДЕДУШКИ |
ДЕДУШКА |
ДОЧЬ ТВОЕГО ДЯДИ |
ДЯДЯ |
ДЕДУШКА ТВОЕГО ОТЦА |
ТЁТЯ |
МАМА ТВОЕЙ МАМЫ |
ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ |
МАМИН ПАПА |
ДВОЮРОДНАЯ СЕСТРА |
МАМИНА СЕСТРА |
2-я работа (нравственная составляющая категории «семья, род»)
Задание. Учащимся необходимо подчеркнуть ту фразу, которая отвечает на вопрос:
- Как мы храним память и продолжаем дело старших поколений?
Карточка
- выбираем профессию, которой верны мои предки; - изредка звоним, спрашиваем о здоровье; - посещаем могилы умерших родственников; - храним семейные реликвии; - помним о днях рождениях всех членов семьи; - заходим в гости только по праздникам; - готовим памятные подарки своими руками; - свой вариант _____________________________ |
3-я работа с программой «Древо жизни»
V. Подведение итогов
1) Рефлексия
Учитель выясняет мнение учащихся о том, что понравилось в работе, приятно ли было общаться, что не получилось и почему. Выделяет положительные моменты и вместе с ребятами определяет, что необходимо изменить в общении.
2) Домашнее задание. Проект «Моя родословная».
Вместе с родителями составьте историю своего рода и изобразите родословное древо.
В основании дерева изображаются предки, на разветвления ствола – потомки.
Проект может быть представлен в электронном или бумажном варианте.