Учебник «Информатика» для 7 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)
Цель урока:
- деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
- содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
- предметные: знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими; умение рассчитывать информационный объем сообщения, состоящего из некоторого количества символов произвольного алфавита.
- метапредметные: понимание сущности измерения как сопоставление измеряемой величины с единицей измерения; умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов; умение формулировать собственное мнение и позицию; формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- личностные: способность применять теоретические знания для решения практических задач; навыки концентрации внимания; навыки работы в группах и ответственность за совместную работу.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, файл «Презентация «Урок № 8. Единицы измерения информации».
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности и актуализация вычислительных навыков.
- Создание проблемной ситуации и определение темы урока.
- Домашнее задание.
- Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке, и взаимопроверка домашней работы.
- Включение в систему новых знаний.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Работа в мини-группах по решению проблемных задач.
- Рефлексия деятельности на уроке и самооценивание.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация вычислительных навыков
Приветствие учащихся.
Вступление: о роли и значении здорового питания для здоровья человека.
Решение математической задачи «Определение веса некоторого количества яблок при известном весе одно среднего яблока» (письменно). Актуализация знаний учащихся: сопоставление измеряемой величины с единицей измерения, формализация задачи, краткая запись условия задачи и решения, вычислительные навыки. Слайд 2.
2. Создание проблемной ситуации и определение темы урока
Современный мир – мир информации. Можем ли мы найти ответ на такие вопросы, как:
– Сколько «весит» SMS?
– Как правильно экономить трафик в WhatsApp?
– Поместится ли файл с докладом на флеш-накопитель?
Можем ли мы измерить вес информации? Существуют ли такие инструменты или приборы, которые нам помогут это выполнить? Как измерить информацию? Чтобы измерить информацию, надо знать, в каких единицах она измеряется? Слайд 3.
Определяем тему урока: «Единицы измерения информации».
Определяем цель урока: определение информационного объёма сообщения.
Какие задачи нам помогут достичь поставленную цель?
Решаемые учебные задачи:
- рассмотреть алфавитный подход к измерению информации;
- определить информационный вес символа произвольного алфавита;
- определить информационный объём сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
- изучить единицы измерения информации и соотношения между ними. Слайд 4.
3. Домашнее задание
Записываем домашнее задание. Важно помнить о сохранении здоровья при работе за компьютером при выполнении домашнего задания. Сколько времени в день семиклассники могут проводить за компьютером? Слайд 5.
4. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке, и взаимопроверка домашней работы
Отгадываем ребус «Двоичное кодирование». Повторяем «Разрядность двоичного кода» (в виде таблицы). Вспоминаем основную формулу – N = 2i . Соотношения количества кодовых комбинаций с разрядностью двоичного кода (длиной двоичного кода). Слайд 6, 1 балл. Проводим взаимопроверку домашнего задания, сравниваем с эталоном. Слайд 7, 1 балл.
5. Включение в систему новых знаний
Алфавитный подход к измерению информации.
- Каждый символ некоторого сообщения имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации.
- Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.
- Информационный вес символа двоичного алфавитапринят за минимальную единицу измерения информации и называется 1 бит (bit).
- Используется в технике. Слайд 8.
Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный вес символа произвольного алфавита i и мощность алфавита N связаны между собой соотношением N = 2i. Слайд 9.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Какова мощность алфавита? Слайд 10.
Задача 2 (письменно), 1 балл.
Информационный объём сообщения. Слайд 11.
Задача 3 (письменно), 1 балл. Вспоминаем задачу про корзину с яблоками (метод ассоциаций).
Задача 4. Проблемная ситуация (затруднения в решении). Если N = 26, тогда i = 5 битов. Потому, что при i = 4, 4 битов недостаточно, чтобы закодировать 26 символов, 16 = 24.
Компьютерный алфавит и Единицы измерения информации (новое знание).
Два вида компьютерной кодировки символов:
- однобайтная кодировка Windows, тогда 1 байт – информационный вес символа алфавита мощностью 256;
- 2-байтная кодировка UTF-16 (Unicode) – вес символа равен 16 битов. Слайд 12.
Найти информационный объём сообщения в байтах – Иркутск – любимый город! Слайд 13.
Задача 5 (письменно), 1 балл.
7. Работа в мини-группах по решению проблемных задач
Проблемная задача 1. Определить, сколько символов в одном SMS-сообщении. Работа в мини-группах (Команды рекламных компаний). Слайд 14-16.
Задача 6 (письменно), 1 балл.
Проблемная задача 2. Определить, как правильно экономить трафик в WhatsApp. Работа в мини-группах (Команды ведущих экономистов). Слайд 17.
Задача 7 (письменно). 1 балл.
Создание проблемной ситуации. Переводы между единицами измерения информации. Слайд 18.
Решаем задачу. Как подсчитать Мб в WhatsApp, потраченные на сообщения? Слайд 19.
Задача 8 (устно), 1 балл.
Дополнительная задача для группы (команды), которая успешнее всех справилась с предыдущей задачей. Слайд 20.
Задача* (устно), 1 балл.
8. Рефлексия деятельности на уроке и самооценивание
Повторение изученного материала за урок – Повторяем главное. Слайд 21.
Что мы сегодня узнали? Чему научились? (Рефлексия). Слайд 22-23.
Расставляем смайлики, считаем. Подсчитываем суммарный итог с баллами. По итогам накопленной суммы, выставляем себе оценку за урок (Самооценивание). Слайд 24.
Сравним оценку с полученными знаниями на уроке:
– Что мне не понятно? С чем мне надо разобраться? Какие задачи необходимо порешать дополнительно?
– Что мне понятно? Что я хорошо смогу объяснить своим одноклассникам, если у кого-то из них возникнут сложности с выполнением домашнее задание? Пригодятся ли мне, полученные на уроке, знания в жизненных ситуация?
Литература
- Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 240 с. : ил.
- Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 1464 с.: ил.
- Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 88 с. : ил. – (Программы и планирование).
Ресурсы сети Интернет
- Конспект урока по информатике. Кодирование информации: сайт Образовательного интернет-проекта «Инфоурок». [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://infourok.ru/klass-konspekt-uroka-po-informatike-kodirovanie-informacii-2920026.html (дата обращения: 16.10.2020)
- Сколько символов в 1 SMS-сообщении: сайт компании TargetSMS.ru. [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://targetsms.ru/blog/88-standart-gsm-ili-pochemu-ondo-sms-sostoit-iz-70-simvolov-a-dvojnoe-iz-13 (дата обращения: 16.10.2020)
- Универсальный интернет-помощник в мобильном мире: сайт Тарифкин.ру [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://tarifkin.ru/ (дата обращения: 16.10.2020)
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.): сайт Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». [Электронный ресурс]. 2005. URL: https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php (дата обращения: 16.10.2020)
- Яблоки Мельба: калорийность на 100 г, белки, жиры, углеводы: сайт Портала здоровья «БонФит». [Электронный ресурс]. 2020. URL: http://bonfit.ru/kalorii/frukty-i-yagody/yabloki/kalorii-yabloki-melba/ (дата обращения: 16.10.2020)