Презентация к уроку информатики «Единицы измерения информации». 7-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: информатика, Измерение информации, единицы измерения информации


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Учебник «Информатика» для 7 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)

Цель урока:

  • деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
  • содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

  • предметные: знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими; умение рассчитывать информационный объем сообщения, состоящего из некоторого количества символов произвольного алфавита.
  • метапредметные: понимание сущности измерения как сопоставление измеряемой величины с единицей измерения; умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов; умение формулировать собственное мнение и позицию; формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • личностные: способность применять теоретические знания для решения практических задач; навыки концентрации внимания; навыки работы в группах и ответственность за совместную работу.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, файл «Презентация «Урок № 8. Единицы измерения информации».

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация вычислительных навыков.
  2. Создание проблемной ситуации и определение темы урока.
  3. Домашнее задание.
  4. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке, и взаимопроверка домашней работы.
  5. Включение в систему новых знаний.
  6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  7. Работа в мини-группах по решению проблемных задач.
  8. Рефлексия деятельности на уроке и самооценивание.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация вычислительных навыков

Приветствие учащихся.

Вступление: о роли и значении здорового питания для здоровья человека.

Решение математической задачи «Определение веса некоторого количества яблок при известном весе одно среднего яблока» (письменно). Актуализация знаний учащихся: сопоставление измеряемой величины с единицей измерения, формализация задачи, краткая запись условия задачи и решения, вычислительные навыки. Слайд 2.

2. Создание проблемной ситуации и определение темы урока

Современный мир – мир информации. Можем ли мы найти ответ на такие вопросы, как:

 – Сколько «весит» SMS?

 – Как правильно экономить трафик в WhatsApp?

 – Поместится ли файл с докладом на флеш-накопитель?

Можем ли мы измерить вес информации? Существуют ли такие инструменты или приборы, которые нам помогут это выполнить? Как измерить информацию? Чтобы измерить информацию, надо знать, в каких единицах она измеряется? Слайд 3.

Определяем тему урока: «Единицы измерения информации».

Определяем цель урока: определение информационного объёма сообщения.

Какие задачи нам помогут достичь поставленную цель?

Решаемые учебные задачи:

  • рассмотреть алфавитный подход к измерению информации;
  • определить информационный вес символа произвольного алфавита;
  • определить информационный объём сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
  • изучить единицы измерения информации и соотношения между ними. Слайд 4.

3. Домашнее задание

Записываем домашнее задание. Важно помнить о сохранении здоровья при работе за компьютером при выполнении домашнего задания. Сколько времени в день семиклассники могут проводить за компьютером? Слайд 5.

4. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке, и взаимопроверка домашней работы

Отгадываем ребус «Двоичное кодирование». Повторяем «Разрядность двоичного кода» (в виде таблицы). Вспоминаем основную формулу – N = 2i . Соотношения количества кодовых комбинаций с разрядностью двоичного кода (длиной двоичного кода). Слайд 6, 1 балл. Проводим взаимопроверку домашнего задания, сравниваем с эталоном. Слайд 7, 1 балл.

5. Включение в систему новых знаний

Алфавитный подход к измерению информации.

  • Каждый символ некоторого сообщения имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации.
  • Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.
  • Информационный вес символа двоичного алфавитапринят за минимальную единицу измерения информации и называется 1 бит (bit).
  • Используется в технике. Слайд 8.

Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный вес символа произвольного алфавита i и мощность алфавита N связаны между собой соотношением N = 2i. Слайд 9.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Какова мощность алфавита? Слайд 10.

Задача 2 (письменно), 1 балл.

Информационный объём сообщения. Слайд 11.

Задача 3 (письменно), 1 балл. Вспоминаем задачу про корзину с яблоками (метод ассоциаций).

Задача 4. Проблемная ситуация (затруднения в решении). Если N = 26, тогда i = 5 битов. Потому, что при i = 4, 4 битов недостаточно, чтобы закодировать 26 символов, 16 = 24.

Компьютерный алфавит и Единицы измерения информации (новое знание).

Два вида компьютерной кодировки символов:

  • однобайтная кодировка Windows, тогда 1 байт – информационный вес символа алфавита мощностью 256;
  • 2-байтная кодировка UTF-16 (Unicode) – вес символа равен 16 битов. Слайд 12.

Найти информационный объём сообщения в байтах – Иркутск – любимый город! Слайд 13.

Задача 5 (письменно), 1 балл.

7. Работа в мини-группах по решению проблемных задач

Проблемная задача 1. Определить, сколько символов в одном SMS-сообщении. Работа в мини-группах (Команды рекламных компаний). Слайд 14-16.

Задача 6 (письменно), 1 балл.

Проблемная задача 2. Определить, как правильно экономить трафик в WhatsApp. Работа в мини-группах (Команды ведущих экономистов). Слайд 17.

Задача 7 (письменно). 1 балл.

Создание проблемной ситуации. Переводы между единицами измерения информации. Слайд 18.

Решаем задачу. Как подсчитать Мб в WhatsApp, потраченные на сообщения? Слайд 19.

Задача 8 (устно), 1 балл.

Дополнительная задача для группы (команды), которая успешнее всех справилась с предыдущей задачей. Слайд 20.

Задача* (устно), 1 балл.

8. Рефлексия деятельности на уроке и самооценивание

Повторение изученного материала за урок – Повторяем главное. Слайд 21.

Что мы сегодня узнали? Чему научились? (Рефлексия). Слайд 22-23.

Расставляем смайлики, считаем. Подсчитываем суммарный итог с баллами. По итогам накопленной суммы, выставляем себе оценку за урок (Самооценивание). Слайд 24.

Сравним оценку с полученными знаниями на уроке:

– Что мне не понятно? С чем мне надо разобраться? Какие задачи необходимо порешать дополнительно?

– Что мне понятно? Что я хорошо смогу объяснить своим одноклассникам, если у кого-то из них возникнут сложности с выполнением домашнее задание? Пригодятся ли мне, полученные на уроке, знания в жизненных ситуация?

Литература

  1. Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 240 с. : ил.
  2. Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 1464 с.: ил.
  3. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 88 с. : ил. – (Программы и планирование).

Ресурсы сети Интернет

  1. Конспект урока по информатике. Кодирование информации: сайт Образовательного интернет-проекта «Инфоурок». [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://infourok.ru/klass-konspekt-uroka-po-informatike-kodirovanie-informacii-2920026.html (дата обращения: 16.10.2020)
  2. Сколько символов в 1 SMS-сообщении: сайт компании TargetSMS.ru. [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://targetsms.ru/blog/88-standart-gsm-ili-pochemu-ondo-sms-sostoit-iz-70-simvolov-a-dvojnoe-iz-13 (дата обращения: 16.10.2020)
  3. Универсальный интернет-помощник в мобильном мире: сайт Тарифкин.ру [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://tarifkin.ru/ (дата обращения: 16.10.2020)
  4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.): сайт Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». [Электронный ресурс]. 2005. URL: https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php (дата обращения: 16.10.2020)
  5. Яблоки Мельба: калорийность на 100 г, белки, жиры, углеводы: сайт Портала здоровья «БонФит». [Электронный ресурс]. 2020. URL: http://bonfit.ru/kalorii/frukty-i-yagody/yabloki/kalorii-yabloki-melba/ (дата обращения: 16.10.2020)