Актуальность: в старшем дошкольном возрасте повзрослевшие дети самоустанавливаются, утверждаются в коллективе детей, формируются дружеские отношения и умения сотрудничать, повышается внимание к сверстнику, как к партнеру, для совместной деятельности и общению.
Проблема: в ходе длительных наблюдений за поведением и самостоятельной деятельностью детей, за жизнью в группе во время образовательного процесса, режимных моментов, мы отметили, что многие дети не умеют общаться со сверстниками, договариваться, решать проблемные ситуации мирным путём, защищать свою точку зрения без ссор, обид и драк. Дети ставят свои приоритеты выше, не считаясь с мнением и нуждами других детей.
Масштаб проекта: краткосрочный (2 месяца).
Цель: приобщение детей к установленным нормам общественного поведения и правилам отношений со сверстниками, создание представлений о дружбе.
Задачи:
- Обобщить, расширить и углубить знания детей о дружбе и друзьях.
- Побуждать детей к коллективной деятельности, способствовать возникновению и накоплению положительного опыта общения и воспитывать социально-коммуникативные навыки (отзывчивость, доброта, сочувствие, сострадание, сопереживание, дружелюбие, умение договариваться друг с другом).
- Систематизировать сведения детей о культуре поведения в обществе и отношениях между людьми.
I. Подготовительный этап
- Чтение «Праздник дружбы» И.Вачкова, обсуждение, беседа и вопросы по содержанию.
II. Этап реализации
- Беседа о дружбе и друзьях «Кто такой друг?», «Что такое дружба?».
- Чтение: Виктор Драгунский «Друг детства». Обсуждение и беседа по содержанию.
- Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.
- Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
- Чтение В.Осеевой «Три товарища».
- Чтение стихов о дружбе: Ю.Энтин «Про дружбу», А.Кузнецова «Подружки», Т.Агибалова «У меня теперь есть друг», В.Бережная «Дружба - это теплый ветер…», Л.Квитко «Два друга», В. Викторов «Дружат дети всей Земли».
- Составление рассказа «Мой лучший друг».
- Беседа - рассуждение «Зачем нам друзья?».
- Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».
- Игры и упражнения «Узнай по голосу», «Спиной друг к другу», «Дай совет», «Комплимент».
- Просмотр мультфильма «Самый большой друг», обсуждения и беседа по содержанию.
- Продуктивная деятельность: рисование «Портрет друга», аппликация «Подарок другу», конструирование из бумаги «Игрушка для друга».
- Слушание и заучивание песен о дружбе «Настоящий верный друг», заучивание стихотворение «Всем советуем дружить».
- Разрешение проблемной ситуации «Кто кого обидел?».
Заключительный этап
- Составление правил дружбы.
- Досуг «Всем советуем дружить».
Итоговое мероприятие: викторина «О дружбе и друзьях».
Ожидаемый результат: дети классифицируют сведения о дружбе и друзьях, нормах поведения и правила отношений со сверстниками, улучшится атмосфера в группе.