Цель: уточнить представления детей о внешней и внутренней (духовной) красоте человека, формировать умение видеть в человеке лучшие его стороны; развивать внимание, мышление, память; воспитывать стремление к внутреннему самосовершенствованию.
Вступительная часть
Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о красоте. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете выражение «красивый человек?» (Ответы детей)
Основная часть
I. Введение темы
Красота бывает внешняя. Это то, как человек выглядит. Можно сказать о человеке, что он красив, судя по его волосам, чертам лица, походке, одежде. На привлекательного человека приятно смотреть.
А еще, ребята, есть внутренняя красота. Это то, что у человека внутри, в душе. Если человек добрый, отзывчивый, заботливый, милосердный и внимательный к окружающим, то можно смело сказать, чту у него красивая душа. А если человек злой, завистливый, грубый, эгоистичный и черствый, то и душа у него безобразная.
Внутренняя красота по-другому называется душевная, духовная.
II. Работа со стихотворением
Ребята, давайте почитаем всем уже известное стихотворение Агнии Барто «Любочка».
Как вы думаете, можно ли сказать, что Любочка красива внешне? А что вы думаете о ее внутренней красоте?
III. Пословицы
О красоте сложили много пословиц. Давайте попробуем прочитать их. Но начало и конец пословиц перепутались. Ваша задача соединить их. Итак, внимание на экран. (Коллективная работа)
Не ищи красоты, | что блестит. |
Красота до вечера, |
Внутри пустота. |
Не все то золото, |
а ищи доброты. |
Красавица без ума — |
а доброта на век. |
Снаружи красота, |
что кошелек без денег. |
Как вы понимаете эти пословицы? (Обсуждение пословиц)
IV. Качества человека
А сейчас ребята, я предлагаю вам подумать над теми качествами, которыми обладает человек, у которого красивая душа. Вместе мы запишем их на доску.
V. Колечко красоты
Я предлагаю вам сыграть в интересную игру «Колечко красоты». Встаньте в круг. У меня есть колечко красоты. Стоит только коснуться этим колечком другого человека, как в том сразу же высвечиваются все лучшие черты характера и поступки, то есть все самое красивое, что есть у него в душе, вся его внутренняя красота. Дети вытягивают вперед сложенные ладошки. Педагог, обходя детей по кругу, незаметно кладет кому- либо колечко в ладошки. Затем дети говорят: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Ребенок с колечком встает в центр круга и касается несколько человек колечком, называя их самые лучшие качества или поступки. Потом незаметно кладет колечко в чьи-либо ладошки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок ни услышит о себе приятное.
VI. «Некрасивая девочка»
Я хочу прочитать вам стихотворение Николая Заболоцкого, которое называется «Некрасивая девочка».
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Ребята, какова главная мысль этого стихотворения?
- Опишите главную героиню стихотворения.
- Так что же есть на самом деле красота?
VI. Подведение итогов
А теперь, ребята, давайте подведем итоги нашего классного часа. Пожалуйста, закончите фразу «Сегодня я понял, что…»