Цель занятия: общее оздоровление, улучшение самочувствия, концентрации внимания, снижение напряжения, устранение проявлений усталости и переутомления, функциональная активация стволовых и подкорковых образований головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга.
Задачи:
- способствовать нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
- обучить приемам саморегуляции;
- корректировать нарушения в поведении (гиперактивность с пониженной способностью к усидчивости, концентрации внимания);
- оптимизировать мышечный тонус и повысить уровень психической активности;
- формировать одновременную и реципрокную координацию, ощущение границ своего тела и его положения в пространстве;
- развивать внутренний план действий, тактильное восприятие, пространственные представления, внимания;
- развивать умение работать в парах.
Оборудование: просторное помещение с ковровым покрытием, карта, ручки, карточки с заданиями.
Целеполагание
Здравствуйте! Сегодня поиграем в игру разведчики. Вы разведчики. Слушайте задание. В противоположной части комнаты находится территория противника. Вы должны незаметно перебраться к врагам и похитить карту с секретными сведениями. Потом по этой карте найти клад.
Основная часть
Прежде чем отправимся в путь, необходимо повысить энергетические возможности. Сделаем точечный самомассаж.
Делаем под счет вращательными движениями 9 раз в одну сторону, 9 - в противоположную. Точки 4 и 5 следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями. Проводит физорг группы Даша по памятке.
Телесные упражнения Ухо – нос – хлопок»
Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. Замечательно помогает развивать межполушарные связи упражнение «Ухо – нос – хлопок».
Стоя. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе.
А теперь проверим готовность мозга.
Развитие внутреннего плана действий
Будь внимателен!
«Назови число наоборот»
- 845 – 548,
- 283 – 382,
- 349 – 943
- 23 – 32
- 14 – 41
- 96 – 69
- 25 – 52
Дыхательная гимнастика
Чтобы насытить мозг кислородом, выполним дыхательные упражнения. Как машине без топлива, так и нам без кислорода никак не обойтись! Они помогут вам успокоиться, если нервничаете, лучше думать и сосредотачиваться на заданиях, стать более уверенным, здоровым, веселым.
Руки вперед, вверх, в стороны, вниз.
ИП: Встаем на колени, затем садимся на пятки, ноги вместе, на пальцы не опираемся. Спина прямая. Голова прямо, не двигается. Глаза смотрят вперед, не двигаются (необходимо зафиксировать глаза на какой-либо точке впереди). Руки лежат на коленях (правая рука – на правом колене, левая рука – на левом колене)
Упражнение выполняется по хлопкам.
- Делаем постепенный вдох через нос и медленно вытягиваем прямые руки вперед (5 раз хлопок).
- Задерживаем дыхание и поднимаем прямые руки вверх (3 раза хлопок).
- Делаем постепенный выдох через широко открытый рот и разводим прямые руки в стороны (5 раз хлопок).
- Задерживаем дыхание (рот закрыт) и опускаем руки на колени.
5-6 раз
Глазодвигательный репертуар
Наша карта непростая и чтобы ее прочесть, нужно потренировать глаза.
Восьмерки. Сидя. Рот закрыт. Самостоятельно.
И.П.: Сидим на полу, ноги выпрямляем, не перекрещиваем, слегка раздвинуты. Спина прямая, голова неподвижна, рот закрыт.
2 уровня:
- На расстоянии вытянутой руки. Берем ручку и рисуем горизонтальную восьмерку перед глазами, начиная с середины (перед переносицей). Голова не двигается, следим за ручкой. Потом рисуем вертикальную восьмерку. Центр восьмерок находится перед переносицей.2 раза.
- На расстоянии руки ребенка, согнутой в локте.
2 раза.
Растяжки
«Бревнышко»
Ну что, теперь мы готовы выполнить задание. Итак, перед вами поле, которое очень хорошо видно врагам. Вы должны пробраться на территорию противника определенным способом.
Ребенок лежит на спине, руки над головой, кисти соединены, пальцы вверх. Полное натяжение тела. Перекатывание по полу в одну, а потом в другую сторону. Обращаем внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Руки и ноги двигаются с одинаковой скоростью.
«Лодочка на животе»
Стоп! Впереди болото! Нужно замереть и превратиться в лодочку.
Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить ладонь к ладони, поднять вверх, приподнять прямые ноги, прогнуться держать позу 10 сек.
Упражнение выполняется 5 раз.
Дальше будем переплывать болото, покачиваясь.
Прогнуться в позу лодочка и покачаться в таком положении. 5 раз.
А теперь покачаемся другим способом.
Упражнение «Качалочка»
И. п. – ребёнок сидит, обхватив согнутые ноги руками, затем откатывается назад, ложась на спину, и возвращается в И. п. Во время выполнения всего упражнения ноги у ребенка согнуты, и он обхватывает их руками. 5 раз.
Молодцы! Переплыли болото.
Локотки
Стоп! Враг смотрит в твою сторону, а до карты еще далеко. Тебе нужно оценить ситуацию, но так, чтобы тебя не заметили.
И.П. Лежим на животе . Плечи распластаны и расслаблены. Стараемся плечи от пола не отрывать. Руки согнуты в локтях, ладони лежат на полу, пальцы одной руки лежат на пальцах другой. Лоб лежит на пальцах рук. Ноги прямые, не перекрещены, лежат вместе.
Упражнение выполняется вместе с дыханием от 7 лет: вдох через нос – раз
Выдох через рот – два
Выполняем по команде раз-два.
- По команде раз одновременно приподнимаем оба локтя, не отрывая ладони и голову от пола, держим поднятыми 1-2 сек. По команде два возвращаемся в исходное положение.
3 раза - По команде раз поднимаем голову, смотрим вверх на потолок, держим голову поднятой 1-2 сек. Руки и ноги остаются в исходном положении. По команде два опускаем голову на пол.
3 раза
Отлично! Оценили ситуацию.
Базовые сенсомоторные взаимодействия
Осталось совсем недалеко. Тебе нужно пробраться через лес. Будь осторожен, враг вооружен! Делаем все четко и правильно.
Если пуля заденет твои руки, ты должен будешь ползти только при помощи ног, а если ноги – при помощи только рук.
«Партизан»
Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет.
А теперь с помощью правой руки и правой ноги. Пятимся назад.
Пошли левая рука и левая нога. Пятимся назад.
Перекрестные движения. Правая рука и левая нога, левая рука и правая нога.
Осталось совсем немного! Чтобы зайти в помещение, где карта, необходимо простучать секретный код. Сидя на пятках, спина прямая. Сначала я показываю, повторяем все вместе, потом по очереди.
По коленкам двумя руками 3 раза стучим.
По коленкам правой рукой 2 раз
По коленкам левой рукой 2 раз
Хлопок 1 раз
Молодцы! Секретный код простучали хорошо!
Теперь надо показать секретные движения руками.
«Кулак, ребро, ладонь»
Выполняется лежа на животе, руки перед собой. Выполнять поочередно правой и левой рукой, двумя руками одновременно.
- «40 кулаков - 1». Выполняется лежа на спине руки перед собой, могут упираться локтями в пол. Одновременное одноименное сжимание кулаков под счет: 1 - большой палец внутри кулака, 2 - большой палец снаружи кулака. Выполнять под счет до 20.
- «40 кулаков - 2». Выполняется лежа на спине руки перед собой, могут упираться локтями в пол. Одновременное разноименное сжимание кулаков под счет: 1 - правая рука - большой палец внутри кулака, левая - большой палец снаружи, 2 - правая рука - большой палец снаружи, левая - большой палец внутри кулака. Выполнять под счет до 20.
Вы проделали длинный и опасный путь. Но вот последнее препятствие на пути.
Надо найти пары слов-синонимов. По группам. 1 класс и 4 класс.
большой |
огромный |
трудный |
сложный |
синий |
небесный |
серый |
мышиный |
игрушка |
кукла |
врач |
доктор |
красный |
алый |
свитер |
кофта |
супруга |
жена |
дождь |
ливень |
сырой |
мокрый |
солдат |
воин |
рыдать |
плакать |
балерина |
танцовщица |
И с этим заданием справились.
Перекрестные движения.
До цели медленно шагаем, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена.
Итог занятия
Отлично! Карта ваша! Противники потерпели поражение!
Разведчики хорошо умеют читать карты. Найдите клад по карте. по группам: 1 класс и 4 класс.
Какие вы молодцы! Настоящие разведчики! Все хорошо занимались, заслужили подарки.
Держите сладкие призы!
Спасибо всем!
Литература
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2010. - 474с.
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Ч.1. Практич. пос.
- В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова, С.Н.Колганов, И.А.Фридрих Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. В 2 частях. Часть 2.