1. Введение
Педагогическое общение – это процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учителями и школьниками. В этой работе рассказывается о стилях общения, значениях мимики и жестов, о правилах речевой культуры и педагогическом такте.
Стержневой компонент педагогической культуры - педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - это синтез любви к школьникам, радости от общения с ними; это - глубокое знание теории физического воспитания, педагогики, психологии, смежных дисциплин, интерес к проблемам науки; это - совершенное владение преподаваемым предметом, методикой обучения физическим упражнениям и методикой воспитания, умением организовать спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в школе. Наконец, мастерство учителя - это совершенное владение педагогическим общением .
Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются философы и социологи, экономисты и юристы, педагоги и психологи. Общение, как деятельность, необходимое условие формирования не только общества в целом, но и каждой отдельной личности.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
В данной работе основное внимание уделяется этике учителя физической культуры и нормам его общения со школьниками. Естественно, что предлагаемая система - один из возможных вариантов общения .
1. Примерные методические рекомендации взаимоотношений педагога с окружающими людьми
- Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.
- Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное – программа или план урока. Намного важнее ученики, их интересы, стремления.
- Необходимо учиться видеть в каждом ученике «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.
- Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса.
- Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.
- Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы.
- Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.
- Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.
- Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей.
2. Культура профессионального общения педагога
Педагог выступает в учебном процессе не только как организатор познавательной, учебно-воспитательной и других видов деятельности обучающихся, но и как руководитель коммуникации, т.к. его работа предполагает общение постоянное и длительное.
Профессионально-коммуникативные умения педагога
Можно выделить следующие группы профессионально-коммуникативных умений педагога :
- Социально-психологические умения – это умения располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого учащегося, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства – вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия – внушения, убеждения, идентификации и т.д.
- Нравственно-эстетические умения – это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, создавать благоприятный нравственный климат общения.
- Эстетические умения – это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать подростков к высокой культуре коммуникации, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.
- Технологические умения – это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.
Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе – личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения – владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.
3. Педагогический такт и этикет в работе со школьниками
Такт - особое чувство оптимума, мера всего того, что делает педагог, умение правильно подходить к школьникам, держать себя подобающим образом. Основа педагогического такта - выдержка и уравновешенность преподавателя. Отличительные черты тактичного педагога - высокая требовательность и уважение к воспитанникам.
Эффективность занятий обеспечивается, прежде всего, строгим порядком. Но, следя за дисциплиной класса, учитель не должен становиться педантом, допускать мелочную придирчивость. Только демократичный руководитель коллектива может поддерживать дружеские, сердечные отношения с учащимися, без чего трудно добиться положительных результатов в учебно-тренировочном процессе. При серьезном отношении к работе учитель может и должен позволить себе шутку, улыбку, но не злую насмешку, оскорбительное замечание в адрес учеников.
Доброта, разумеется, не синоним слабости. Доброе отношение и уважение к занимающимся необходимо сочетать с высокой требовательностью, принципиальностью. Просьба подготовить площадку к занятиям, принести инвентарь, повторить упражнение и т.п., именно просьба - наиболее разумный вид обращения преподавателя к занимающимся. Однако просить не значит упрашивать. Просьба старшего - тоже требование, высказанное в наиболее целесообразной форме. В трудные моменты разучивания нового сложного упражнения или во время соревнования иногда просто необходимо проявить чуткое, даже ласковое отношение к тому или иному ученику, которое, не должно граничить с назойливостью, навязчивостью. Затрудняет контакты с учащимися и малейшая неискренность педагога. А вот искреннее внимание, не переходящее в панибратство, - характерная черта педагогического такта , способствующая установлению здоровых отношений между учителем и школьниками.
Такт - одна из главных составляющих этики преподавателя, признак его педагогического мастерства.
Скромность, простота в общении с людьми - характерные черты настоящего учителя физической культуры. Он не приписывает лично себе успех ученика или команды в случае победы в соревнованиях, не кичится собственными заслугами и в то же время в случае неудачи не ищет виновников поражения. Не сваливает промахи в своей работе на кого-либо из учеников или на «объективные» обстоятельства. Правильное поведение учителя, его скромность и уважение к ученикам способствуют развитию у них так необходимых при занятиях физической культурой и спортом инициативы и активности.
Нигде так не проявляется педагогический такт учителя физкультуры, как при стимуляции школьника поощрением и наказанием. Применяя эти меры воздействия, очень важно понять и учесть образ мыслей ученика, уметь поставить себя на его место, как бы его глазами взглянуть на свои действия. Прежде всего, важно исходить из того, что дорого школьнику, что его интересует. Для одного, скажем, дорога благодарность перед строем, другого лучше наградить грамотой, третьего - книгой.
Поощрять незначительные, с точки зрения всего класса, но все же важные сдвиги в росте результатов кого-либо из учеников лучше наедине. А вот большой труд, увенчанный победой, заслуживает публичного поощрения. Наиболее часто нарушение такта в деятельности учителя физкультуры выражается в захваливании хорошо развитых физически и показывающих хорошие результаты школьников, в нарушении разумной меры поощрения, во внушении молодому человеку мысли о его спортивной одаренности и исключительности.
Такт педагога предписывает ему не делать скороспелых выводов о будущем учеников, не ошеломлять их отрицательными прогнозами. Даже в самых сложных ситуациях преподавателю физкультуры всегда важно не терять самообладания, проявлять уважение и требовательность к каждому ученику. Постепенно это становится привычкой, свойством личности каждого квалифицированного педагога.
Наказание – сильная мера воздействия, но она далеко не всегда дает ожидаемый результат. Тактичный педагог применяет наказание очень редко. Во многих случаях лучше подумать о том, как его заменить серьезным разговором, а иногда, быть может, и просто шуткой. Нарушение педагогического такта наиболее часто выражается в чрезмерном количестве выговоров и порицаний в адрес одного или группы школьников, грубой форме осуждения, недостаточном учете индивидуальных особенностей воспитанника. Опытные педагоги находят специфические, целесообразные в работе только с данной конкретной личностью формы воспитания и обучения.
Тактичный педагог знает и соблюдает правила этикета. Важное требование этикета - обязательность, т.е. привычка выполнять данные людям обещания и обязательства, верность слову, умение уважать и ценить свое и чужое время. Спортивный этикет проявляется в соблюдении определенных правил поведения на любом уроке, тренировке, соревновании. Следует всегда своевременно приходить на занятия. Переодеваться в установленную спортивную форму и по команде педагога быстро становиться в строй. Начинать занятие с громкого взаимного приветствия. Перед встречей двух команд на уроке или соревновании и после нее дружески пожать руки соперникам. Уважать зрителей, соперников, судей. Лучше проиграть, чем воспользоваться победой, одержанной нечестно.
Учитель учит школьника, что по просьбе или требованию догнавшего его соперника нужно немедленно уступать лыжню, а, обогнав идущего впереди, не замедлять ход, не мешая тем самым ему идти. Занимаясь на стадионе, не ходить по первой дорожке, вдоль бровки, так как это может помешать бегущим товарищам. Наблюдая за ходом спортивной борьбы, не аплодировать промахам соперников, не кричать, не свистеть и любым другим способом не мешать игроку «чужой» команды выполнять нужные для победы действия, не мешать, скажем, бросать баскетбольный мяч в кольцо.
4. Способы разрешения педагогических конфликтов
Ну и наконец важной составляющей в культуре общения педагога являются способы правильного разрешения конфликтов с учящимися и их предотвращение.
В работе с учениками учитель не всегда уверен, что урок пройдет по плану, он готов к неожиданностям в поведении учеников, но эти “неожиданности” не отличаются оригинальностью: часто повторяются однотипные ситуации. Многие подобные ситуации переходят в затяжные конфликты, заканчиваются уходом ученика с урока, а учителя к директору.
Пути помощи учителю в разрешении и предупреждении конфликтов в настоящее время определены:
- учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся классным руководителем и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними;
- ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету, “трудным” по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;
- нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету - это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.
Основная роль при разрешении педагогической ситуации отводится ее психологическому анализу. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, т.е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции. Однако не следует считать, что психологический анализ разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые допускают учителя, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.
Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной. Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях. Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников.
Погасить конфликт - это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
Существует несколько опорных схем для анализа педагогических ситуаций.
Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуации:
- описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д.); что предшествовало возникновению ситуации; какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке; ситуация глазами ученика и учителя; личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
Второй вариант: описание ситуации и ее участники; определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт; что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.); какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; оценка; какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах; анализ своего поведения в ситуации и ошибки;
Третий вариант:
- описание ситуации или конфликта; причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт; его динамика;
- смысл конфликта для каждого из его участников; психологический анализ отношений между участниками ситуации.
- перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации. Конечно, реальные ситуации из жизни школы, собственного опыта учителей могут не укладываться в предложенные схемы, однако выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для ее осмысления и построить собственное рассуждение.
Заключение
Сильный учитель - улыбающийся учитель. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Чтобы школьник не грубил, не кривлялся, обращайтесь с ним как с уважаемым взрослым человеком. Не допускайте менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности. Демонстрируйте уважение к молодым людям, не реагируйте бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечаний. Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают положительные черты характера. Умение учителя держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях - хороший образец для невольного, а нередко и для сознательного подражания.
Уважайте людей. Относитесь к ним так же, как Вам хотелось бы, чтобы обращались с Вами. Умейти говорить не только о том, что волнует Вас, но и о приятном, интересном для собеседника.Будьте смелым и решительным. Ничто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятельных действий, постоянное ожидание указаний свыше. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным. Не бойтесь рисковать. Поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания школьников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят не бояться признавать свои ошибки. Помните об отрицательном влиянии на личность боязни идти своим путем, осознания того, что любая ошибка может привести к неудовлетворительной оценке, дисциплинарному взысканию, ухудшению отношений с педагогом.
Список литературы
2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.
6. 1981. Коломинскнй Я.Л. Психология общения. - М.: Знание, 1974.
7. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения. - Гродно, 1982.
8. Мудрих А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.
10. Станкин М.И. Учитель физической культуры: личность, общение . – М. : А.П.О., 1993.