Рабочая программа учебного предмета "Технология"

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии ориентирована на учащихся 5-8 классов и разработана на 2020-2021 учебный год в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), с изменениями и дополнениями;

 - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897),с изменениями и дополнениями;

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413)с изменениями и дополнениями;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).

- Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;

Концепция разработана на основании поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г. с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальной технологической инициативы, (постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы») и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

- Устав МАОУ «СОШ №8», утвержденный постановлением главы Администрации МО «Мирнинский район» от 16.02.2015 № 0261

- Основная образовательная программа МАОУ «СОШ №8» «Школа оптимальной социализации» (Принята на педагогическом совете протокол №1 от 28.09.2015 г. И согласована на заседании Управляющего совета протокол №5 от 09.10.2015 г.)

- Учебный план МАУ «СОШ №8» на 2019/2020 учебный год

- Календарный учебный график на 2019/2020 учебный год

- Данная рабочая программа ориентирована на ис­пользование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5-7 класс»,

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т.Тищенко. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2016-17.,

«Технология. Универсальная линия 8 класс»Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений./ В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров -Вентана - Граф, 2019.

Пояснительная записка Arduino

Актуальность обусловлена необходимостью ознакомить обучающихся с работой современного высокотехнологичного оборудования, а также подготовить детей к планированию и проектированию разноуровневых технических проектов. Освоение программы позволит обучающимся сформировать предпрофессиональные навыки в рамках дополнительного образования. Актуальность также обусловлена потребностью разных категорий обучающихся осваивать навыки работы на высокотехнологичном оборудовании.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и инновационных технологий. Занимаясь по данной программе, учащиеся должны получить знания и умения, которые позволят им понять основы современной производственной деятельности, особенности обработки различных материалов. Для обучающихся создана платформа нового образовательного формата в области инженерных наук, основанного на проектной командной деятельности. А также созданы все условия для формирования изобретательного мышления. Отличительными чертами программы является ее техническая направленность и практическая значимость. Изучение методов и способов обработки материалов способствует воспитанию у обучающихся интереса к технике и инженерным профессиям. Это дает возможность расширить технический кругозор, творческую конструкторскую и технологическую деятельность учащихся. В учебных группах дети могут удовлетворить свои желания по изготовлению того или иного артефакта различной сложности. В этом им помогает педагог, который создает новые учебные программы, обеспечивает их новейшим методическим сопровождением и технологиями.

Цель реализации АДОП обучающихся с ОВЗ — удовлетворение образовательных потребностей обучающихся (в том числе обучающихся с ОВЗ) посредством создания оптимальных условий, обеспечивающих формирование уникальных компетенций по работе на высокотехнологичном оборудовании и их применение при выполнении реальных инженерных проектов.

Достижение поставленной цели обучающихся предусматривает решение следующих основных задач:

  • познакомить с основами теории решения изобретательских задач и инженерии;
  • научить проектированию в САПР и созданию 2 D и 3D моделей;
  • научить практической работе на лазерном оборудовании;
  • научить практической работе на аддитивном оборудовании;
  • научить практической работе на станках с ЧПУ (фрезерные станки);
  • научить практической работе с ручным инструментом;
  • научить практической работе с электронными компонентами;
  • развивать навыки необходимые для проектной деятельности;
  • формировать у учащихся устойчивые навыки при работе на высокотехнологическом оборудовании;
  • формировать у учащихся представления о научном исследовании и опыте проектной деятельности;
  • подготовить учащихся для участия в профильных конкурсах и технических олимпиадах.

Формируемые компетенции

Вводный (базовый) модуль дает необходимые компетенции для дальнейшей работы и других направлениях. В рамках модуля ученики познакомятся с основами изобретательства и инженерии, научатся работать на современном высокотехнологичном оборудовании. И использовать оборудование для создания своих проектов.

Продвинутый модуль сформирует знания и навыки для различных разработок и воплощения своих идей и проектов в жизнь с возможностью последующей их коммерциализации. Освоение инженерных технологий подразумевает получение ряда базовых компетенций, владение которыми критически необходимо для развития изобретательства, инженерии и молодежного технологического предпринимательства, что необходимо любому специалисту на конкурентном рынке труда в STEAM-профессиях.

Методы

Кейс-метод, это техника обучения, использующая описание реальных, экономических, социальных и бизнес ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.

Проектная деятельность – самостоятельная, творческая деятельность учащегося, направленная на воплощение в жизнь своих идей. В процессе, которой он получает новые знания.

Датаскаутинг – собирает, анализирует и представляет информацию.

Формы работы

  • практическое занятие;
  • занятие-соревнование;
  • Workshop (рабочая мастерская - групповая работа, где все участники активны и самостоятельны);
  • консультация;
  • выставка

Виды учебной деятельности

  • просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;
  • объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений;
  • анализ проблемных учебных ситуаций;
  • построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;
  • проведение исследовательского эксперимента;
  • поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
  • выполнение практических работ;
  • подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации;
  • публичное выступление.

Формы, методы и виды учебной деятельности адаптируются к особенностям развития конкретного обучающегося. В случае освоения программы обучающимися с ОВЗ на основании заключения ПМПК или заключения МСЭК формируется индивидуальная траектория образования с учетом прописанных рекомендаций в обозначенных документах. Изменение скорости и темпа усвоения содержания программы также регламентируется стартовыми возможностями обучающегося с ОВЗ и рекомендациями ПМПК: имеющийся содержательный материал программы адаптируется педагогом к особым образовательным потребностям и возможностям конкретного ребенка.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Количество часов теории

Количество часов практики

Формы контроля

1

Основы изобретательства и инженерии

4

4

0

 

1.1

Вводное занятие. Правила безопасного поведения. Проверка остаточных знаний

2

2

0

Опрос

1.2

Решение задач ТРИЗ

2

2

0

Опрос

2

Микроконтроллер Arduino

30

8

22

 

2.1

Управление светодиодом и RGB светодиодом, программируем кнопку

2

0

2

Практическая работа

2.2

Управление серводвигателем, работа с термодатчиком

2

0

2

Практическая работа

2.3

Работа с LSD экраном.  Создаем комнатный термометр

2

2

0

Практическая работа

2.4

Динамик для поделок на Arduino. Будильник

2

0

2

Практическая работа

2.5

Электронная рулетка.

4

1

3

Практическая работа

2.6

Музыкальная шкатулка

4

1

3

Практическая работа

2.7

Турникет

4

1

3

Практическая работа

2.8

Кейс «Светофор»

4

2

2

Практическая работа

2.9

Мини проект «Поле чудес»

2

1

1

Практическая работа

2.10

Сборка колесного робота

4

0

4

Практическая работа

3

Аддитивные технологии

34

11

23

 

3.1

Чертеж. Три вида чертежа

2

1

1

Опрос, Практическая работа

3.2

Построение объемных изображений

4

2

2

Практическая работа

3.3

Правила оформления чертежей

2

0

2

Практическая работа

3.4

Чертим в Fusion 360

6

2

4

Практическая работа

3.5

Построение простых 3D моделей во Fusion 360

8

0

8

Практическая работа

3.6

Построение зубчатых механизмов

4

2

2

Практическая работа

3.7

Промежуточный контроль

2

2

0

Тест

3.8

Кейс «Корпус робота»

6

2

4

Презентации результатов

4

Фрезерные технологии

46

16

30

 

4.1

 Крепление заготовки

2

2

0

Опрос

4.2

Выбор инструмента, типы фрез

2

2

0

Опрос

4.3

Фрезерная обработка мягких металлов

2

0

2

Практическая работа

4.4

Фрезерная обработка древесины, ДСП, МДФ

4

2

2

Практическая работа

4.5

Фрезерная обработка пластмасс

4

2

2

Практическая работа

4.6

Знакомство с CAM модулем программы Fusion 360

8

2

6

Практическая работа

4.7

Разбор заданий «Junior Skills»

14

2

12

Практическая работа

4.8

Кейс «Моя шестеренка»

10

4

6

Презентации результатов

5

Лазерные технологии

30

8

22

 

5.1

Настройка и запуск лазера

2

0

2

Практическая работа

5.2

Настройка основных параметров лазера

2

0

2

Практическая работа

5.3

Устройство станка

2

2

0

Практическая работа

5.4

Особенности работы с различными пластиками

2

2

0

Практическая работа

5.5

Векторная графика

6

2

4

Практическая работа

5.6

Проектирование объемных конструкций

8

0

8

Практическая работа

5.7

Кейс «Кубик в кубе»

6

0

6

Практическая работа

5.8

Итоговое занятие

2

2

0

 

Итого:  
144
47
97
 

Технология

Автор/ Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Год издания

А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.

«Технология. Индустриальные технологии

5 класс

Вентана-Граф

2016

А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко.

«Технология. Индустриальные технологии

6
класс

Вентана-Граф

2017

А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко

«Технология. Индустриальные технологии

7
класс

Вентана-Граф

2017

В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров

«Технология. Универсальная линия.

8
класс

Вентана-Граф

2019

Цели обучения:

  • формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
  • становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
  • приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.

Задачи обучения:

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов.

Формы контроля достижения учеников

Текущий контроль осуществляется учителями в ходе изучения каждой темы. При этом диагностируется усвоения учеником лишь отдельных элементов учебной программы. Учитывая, что полноценное усвоение знаний и умений нельзя обеспечить в течение одного урока, текущий контроль учебной деятельностью учащихся на каждом уроке сейчас считается необязательным, хотя и может осуществляться по желанию учителя или с учетом особенностей учебного предмет.

Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы Его целью является диагностирование качества усвоения учащимися учебного материала по отдельной теме, установления соответствия уровня программным требованием.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года. Его назначение - диагностирование интегрированного результата учебной деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами на данном этапе задач обучения.

- устный опрос

- письменная

- самостоятельная работа

- тестовые задания

- графическая работа

- доклад

- творческая работа

- анализ динамики текущей успеваемости

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

Программой отводится на изучение информатики 105 часа, которые распределены по классам следующим образом:

  • 5 класс – 105 часов, 3 час в неделю;
  • 6 класс – 105 часов, 3 час в неделю;
  • 7 класс - 105 часа, 3 час в неделю.
  • 8 класс - 105 часа, 3 час в неделю

Программой предусмотрены практические работы:

  • 5 класс – 21;
  • 6 класс - 27;
  • 7 класс – 21,
  • 8 класс – 30.

См. продолжение программы