Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Детям с ОВЗ свойственны свои специфические особенности:
- расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения
- нарушения развития речи, отсутствие собственной речевой инициативы нарушение внимания, снижение работоспособности
- чрезмерная двигательная активность
- неспособность к целенаправленному организованному поведению
- рассеянность, импульсивность
- повышенная возбудимость
- проблемы вербальной коммуникации
- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире
Способны ли такие дети изучать английский язык? Да, это возможно, но целью изучения английского языка является не практическое владение языком, а общее развитие детей, а именно развитие мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знанием об окружающем мире.
На сегодняшний день в современной практике уже имеется определённый положительный опыт внедрения инклюзии в процесс обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками. Благодаря этому реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.
Приступая к занятиям по английскому языку нужно обращать внимание на то, что речь детей с тяжелыми нарушениями речи на родном языке не богата по лексическому объему и часто грамматически не правильная, следовательно, грамматически сложно построенную речь на чужом языке им не освоить, т.к. степень обучаемости иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Это значит, что они смогут изучать иностранный язык, но только на уровне своего развития.
Таким образом, цель изучения иностранного языка для детей с ОВЗ - развивающая. На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся память, речь, внимание, мышление, кругозор. Сложные конструкции и клише такими учащимися усвоены в полном объёме не будут, так как у них низкий уровень развития родного языка. Иногда можно вводить эти конструкции, но только с целью ознакомления.
При планировании уроков в интегрированном классе возникает кроме традиционных: образовательной, воспитательной и развивающей еще и коррекционная цель.
Коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Педагог, планируя занятие, должен задуматься, какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь) будут наиболее задействованы в ходе занятия.
Невозможно в ходе одного урока корректировать все психические процессы. Сам учебный предмет определят, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке. Коррекционно-развивающая задача должна быть предельно конкретной. Вообще, никто из ученых не настаивает на детальной, конкретной формулировке коррекционной задачи, понимая, что это непросто, но конкретная коррекционная направленность все - таки является обязательным условием хорошего урока. Поскольку допустимо составление общего плана для класса с включением в него блоков-заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития, в индивидуальном подходе и дополнительном внимании, то делать это и следует именно так. Формы могут быть разные; главное - отразить в ходе урока траекторию деятельности отдельного ребенка, находящегося в классе детей "нормы".
Содержание предмета английский язык в классах для тетей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).
Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно-развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ придерживаюсь следующих методических принципов:
- Обеспечение подвижной деятельности детей.
- Частая смена деятельности.
- Погружение в языковую среду.
- Многокраатное аудирование вводимых структур.
- Преемственность и постоянное повторение материала.
- Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ.
С детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.
Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:
- повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
- нахождение новых слов в змейке (word snake),
- вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
- игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. После многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading).
До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:
- составление диаграмм,
- подбор заголовков,
- ответы на наводящие вопросы.
Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.
Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.
Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.
Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:
- соотнесение идеи и абзаца (matching),
- заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),
- тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),
- определение верногоневерного высказывания (true or false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.
Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.
1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя
Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие.
2. Повторение фразы или предложения
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.
3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.
Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.
4. Преобразование без подстановки
Тренируется вопросительная форма.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Dо уоu study in the morning?
Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Indefinite.
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Не studies in the morning.
Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.
Стимул. The students аге busy.
Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are.
5. Устная подстановка наряду с какими-либо изменениями
Например с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен существительных
Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)
Ученики повторяют. The boys are coming.
Games
Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на занятиях. Игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков, что имеет огромное практическое значение.
Clusters
Все мы привыкли к требованию учителей иностранного языка вести словарик. Однако это можно немного преобразовать: вместо словарей мы создаем кластеры по отдельным темам. Это не просто запись слов в столбик с переводом и транскрипцией, а это систематизация, классификация лексических единиц, при которой задействованы основные мыслительные процессы, такие как анализ, синтез. Более того, это гораздо интереснее, его можно оформить при желании. Также он может служить формой контроля, вместо словарного диктанта дать полупустой кластер с просьбой дописать недостающие слова.
Postcrossing
В процессе обучения необходима практическая направленность знаний, а в обучении языку — это коммуникация, общение. Обмен открытками по всему миру, переписка на английском языке. Детям это нравится, т.к. за каждой открыткой — живой человек и реальное общение на английском языке.
Relax
Организация «Уголока релаксации» (с игрушками, раскрасками, сенсорными материалами) в целях снижения нервно-психического напряжения и повышения способности к саморегуляции, где ребенок может провести время, если у него «нерабочее» состояние (cтоит отметить, что пользуется популярностью). Также во время выполнения отдельных заданий уместно включить спокойную музыку, которая позволит детям восстановить равновесие и настроиться на работу, более того расширяет их кругозор, но не просто музыку, а музыку известных музыкальных групп и музыкантов стран изучаемого языка, формируя тем самым социокультурную компетенцию
Project
В урочной деятельности, а так же при выполнении домашнего задания в работе с детьми с ОВЗ возможно строить обучение на активной основе, применяя метод проектов. Используя целенаправленную деятельность учеников, с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях можно получить в итоге реальный результат.
Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.
Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.
Характеристика обучающихся (возраст, класс)
Класс: 5 класс, (ОВЗ).
Характеристика класса: В классе находятся дети, имеющее недостатки в психологическом развитии и физиологическим нарушением, подтвержденные ПМПК. Среди них имеется учащийся с задержкой психического развития и ученик с нарушением зрения. Наблюдается нарушения эмоционально-потребностной и интеллектуальной сфер. Преобладает как эмоциональное недоразвитие так и нарушения познавательной деятельности. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффектной возбудимости, двигательной расторможенности либо вялости, апатичности у ребёнка с ЗПР. Для слабовидящего ученика характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.
Наполняемость класса значительно превышает норму.
Большинство обучающихся испытывают затруднения в усвоении учебной программы по английскому языку, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения.
Это сопровождается замедленным темпом работы, трудностями произвольной саморегуляции, слабой работоспособностью, быстрой утомляемостью.
Учитывая психофизиологические особенности детей данного класса, я придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена видов деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многокраатное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Из перечисленных выше современных технологий чаще всего использую элементы игровой технологии, информационно – коммуникативной, частично метод проектов.
Мне бы хотелось представить урок в разрезе данных технологий.