Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи. Тема: Звук Р. «Новогодняя ёлка в школе». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 2

Ключевые слова: звук [Р]


Занятие проводится с учеником 2-го класса.

Диагноз: двухсторонняя сенсоневральная тугоухость III-IV степени, ИСА.

Тема ФПРС: автоматизация звука «Р».

Цели:

  • тренировать ребёнка в умении правильно произносить звуки на материале слогов, слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии;
  • вырабатывать навык самоконтроля над произношением звука;
  • тренировать ребёнка в умении находить гласные звуки, ставить ударение в словах;
  • находить слова со звуком Р в тексте.

Тема РРС: «Зима», текст «Новогодняя ёлка в школе».

Цели:

  • опознавание  на слух с индивидуальным слуховым аппаратом (ИСА) речевого материала обиходно-разговорного характера;
  • различения на слух речевого материала по теме «Зима» и текста «Новогодняя ёлка в школе»;
  • ответы на вопросы по тексту;
  • развитие  ритмико-интонационной стороны речи, слухового внимания;
  • расширение слуховой памяти, кругозора;
  • воспитание культуры речевого общения, интереса к предмету.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • закреплять умение различать звук [р] на слух, в слогах, словах и фразах;
  • уточнять характеристику звука [р];
  • овладевать навыками самоконтроля;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать слуховое внимание при составлении текста и подборе картинок.
  • закреплять умение распознавать материал по теме.

2. Образовательные:

  • продолжать учить произносить звук [р] на материале слогов, слов и фраз;
  • продолжать формировать умение воспринимать на слух фразы;
  • актуализировать представление о тексте «Новогодняя ёлка в школе»;
  • продолжать формировать умение определять ударение в словах;
  • продолжать формировать умение рассказывать о себе;
  • учить задавать встречные вопросы учителю.

3. Воспитательные:

  • воспитывать слуховое внимание;
  • развивать умение контролировать свои действия;
  • воспитывать любовь к своей школе.

4. Здоровьесберегающие:

  • использовать элементы фонетической ритмики;
  • проводить динамическую паузу;
  • проводить дыхательные упражнения.

Оборудование: компьютер, вибратор, профиль звука [р], мультимедийная презентация для обработки звука [р], фотографии и видеоматериал по теме «Новогодняя ёлка в школе», разрезной текст, таблички с речевым материалом, карточки с речевым материалом для отработки словесного ударения.

Лингвистический материал: слоги, слова, фразы, текст «Новогодняя ёлка в школе.

Продолжительность учебного занятия – 40 мин.

Ход урока

Этапы и виды работы Способ предъявления материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения

Организационный момент.
Традиционный
Сл.

- Здравствуй!
- Как ты слышишь?
- Кто ты?
Здравствуйте.
Хорошо.
Я мальчик. Я ученик.
Организовать ученика. Настроить на занятие.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата
Фразы УРР. - Ты гулял на улице?
- Какая погода на улице?
- Ты катался на лыжах?
На улице холодно.
Я катался на лыжах.
Во дворе школы.
Формировать навык самостоятельной речи.
Сообщение темы урока.
Сообщение плана занятия.

- Какая тема урока?

- Послушай план.

1. Сначала будем слушать и говорить звук.
2. Потом будем вспоминать рассказ о ёлке в школе.
3. Затем будем составлять диалог и рассказ о себе.

Ёлка в школе.

 

Ученик повторяет план занятия.

 
I. Формирование произносительной стороны речи - Послушай звуки. Ученик отгадывает звуки, определяет кто или что может их издавать. Привлечь внимание, вызвать интерес ребёнка.
Сл. - Что ты услышал?
- Как говорит ворона?
- Послушай звук: р-р
Кар-кар
Ворона.
Выяснить насколько автоматизировано произнесение звука.
- Выбери профиль звука Р.
Повторяем звук Р
по профилю: голос есть, язык вибрирует
Это Р (выбирает из нескольких)  
Произнесение слогов и ритмов - Говори ритмы.
- Послушай барабан.
(вибратор в руке)
ра ра– рЯ
ро  ро– рЁ
ру  ру– рЮ
ры ры – рИ
рэ рэ- рЕ
Произносит слоги, ритмы, (используются приёмы фонетической ритмики и барабан) Формировать навык самостоятельной речи.
Сл./зр.

арО-арО-арО-Мороз
игрА-игрА-игрА-игрАли
Урочка-Урочка-СнегУрочка
сребЯ-сребЯ-с ребЯтами

Ученик слушает произношение, ощущает вибрацию, повторяет, ставит ударение в словах. Формировать умение определять ударение в словах.
Произнесение фразы из текста - Скажи хорошо: С ребятами играли Дед Мороз и Снегурочка.
(за экраном)
Ученик повторяет движения, проговаривает слова. Развивать общую моторику, умение говорить с движениями.
Работа над ударением и слогами. (слова из текста) - Выбери слова со звуком Р из рассказа о ёлке в школе.
- Подчеркни гласные.
Сколько слогов в слове?
Нарядная,
Красивая,
Играли,
Ребята,
Дед Мороз,
Снегурочка,
Раздал,
Подарки,
радостный.
Формировать навык декламирования.
Декламация куплета песни - Давай вспомним песенку «Маленькой ёлочке»
«Встанем под ёлочкой в дружный хоровод.
Весело, весело встретим Новый год!
Весело, весело встретим Новый год!»
   
Физминутка «Лепим Снеговика»    
Сл./зр.
II. Развитие речевого слуха
- Послушай рассказ. (За экраном).    
Рассказ «Новогодняя ёлка в школе» На Новый год в зале стояла красивая ёлка. Ёлка была большая, пушистая и нарядная. В зале было много ребят. Все плясали, играли, пели песни. С ребятами играли Дед Мороз и Снегурочка. Потом Дед Мороз раздал подарки. Этот день был очень радостный и весёлый.   Закреплять умение распознавать материал по теме.
Составление словосочетаний по вопросной схеме 

- Что?
- Какая?
- Кто?
- Что делали? и т.д.

Ёлка.
Пушистая, нарядная.
Ребята играли.
 
Работа над вопросами

Работа над вопросами.
1. Где стояла ёлка?
2. Какая была ёлка?
3. Сколько ребят было в зале?
4. Что делали ребята?
5. Кто играл с ребятами?
6. Кто раздал подарки?
7. Какой был день?

   
Работа над диалогом (по презентации) (по презентации)
- Ты был в зале на празднике?
- Да. Я был в зале на празднике.
- Вы были на празднике?
Обучение составлению диалога ученик-учитель.
- Там была ёлка? -Там была нарядная ёлка.
- Вы видели ёлку?
 
- Ты плясал? - Я плясал.
- Вы плясали?
 
- Какой костюм у тебя был? - У меня был костюм Деда Мороза.  
- Ты играл? - Я играл с Дедом Морозом.
- Вы играли?
 
- Ты пел песню? - Я  пел (не пел) песню.
- Вы пели песни?
 
- Ты получил подарок от Деда Мороза? - Да. Я получил подарок от Деда Мороза.
- Вы получили подарок?
 
Тебе было весело? - Да. Мне было весело и радостно.  
- Убери вопросы.
- Что получилось?
- Прочитай. Расскажи.
- Рассказ. Формировать навык самостоятельной речи.
Рефлексия - Посмотри видео как ты танцуешь.   Осознание учеником пройденной темы.

Итог занятия

- Мы выполнили план?
- Ты занимался очень хорошо.