Урок русского языка во 2-м классе "Предлог – служебная часть речи"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык


Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  • Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.

Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.

Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

  1. Словарная работа.
  2. Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  3. Поэтапное изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
  5. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
  6. Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

II. Актуализация знаний учащихся

Записать число и класс работа, дежурные комментируют

1) Минутка чистописания. Пп

(3 ученика работают по разноуровневым карточкам)

1 ученик разбор по составу - подружка, забежала, красивый

1 ученик – придумать предложение, записать и найти гл члены

2) Орф. минутка ( 2 ученика за доской) остальные самостоятельно.

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.

Проверка - дети у доски комментируют орфограммы, а остальные хлопками проверяют

Разделить слова на группы.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.

Запишите слова в три группы самостоятельно:

  • 1 ряд – имена существительные,
  • 2 ряд – имена прилагательные,
  • 3 ряд – глаголы.

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

  • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
  • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
  • Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Работа над новым материалом

1. Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

2. Выполнение задания. Слайд 5.

Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 6.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 7.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа по группам.

  • 1 гр. Кружатся снежинки ….. холодном воздухе.
  • 2 гр. Катаются дети ….. коньках …. льду.
  • 3 гр. Дети весело играют. Слайд 8.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Цель: Вставьте предлоги, обозначьте в предложениях части речи.

Ученики записывают  на листах. (2 мин) Затем 1 ученик комментирует ответ.

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 9.

Перед какими частями речи стоят предлоги?

Перед какой частью речи предлогов нет?

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.

(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 11.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

Работа по учебнику с. 220.

Правило хором.

4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Упр 562. Списать и подумать какие предлоги надо вставить (1 ученик у доски с комментированием)

5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

1). Предлог – служебная часть речи.

2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Работа в парах с. 221 упр. 563.Преобразовать текст, составить и записать предложения, подчеркнуть глаголы (самостоятельно) 1 ученик за доской.

IV. Итог урока

Обобщение знаний о предлоге.

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.

Тест-опрос

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

1.Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.

3.Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.

4.Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

5.В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

V. Домашнее задание

Стр. 220 – выучить правило.с 221 упр 564.