Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья.
Цель для детей: Стимулировать с помощью игр и упражнений двигательную, речевую и познавательную активность детей.
Ход деятельности
I часть
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте мы улыбнемся друг другу. Пусть на уроке нас не покидает хорошее настроение.
II часть
Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня разговаривать я предлагаю вам послушать стихотворение.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
(М.Сергеев)
Ребята, посмотрите, какая красота открылась перед нами.
На территории нашей родины находится чудесное озеро Байкал.
(слайд о.Байкал)
А кто из вас был на Байкале???
Байкал – это самое глубокое в мире озеро с самым большим запасом пресной воды. (слайд 2)
Его называют «голубым сердцем» Сибири. Байкал – царство тайн, загадок и легенд. (слайд 3)
Специалисты считают, что этому озеру 20-25 миллионов лет. (слайд 4)
Но оно не мелеет, а дно его всё время опускается, что происходит только в океанах. (слайд 5) Байкал – уникальное явление природы. (слайд 6)
Он представляет собой огромную ценность для человечества. (слайд 7)
Что интересного вы запомнили, прослушав доклад? Нравится ли вам бывать на Байкале.
Ребята, а как вы считаете, уважительно ли относится человек к Байкалу?
20 век стал практически решающим для жизни озера. Деятельность человека и туристы наносят огромный урон экологии (слайд 8)
Ролик об экологии Байкала
Как вы считаете, на какую важную тему мы должны сегодня поговорить с вами?
Я предлагаю Вам помочь Батюшке Байкалу в сложной экологической ситуации.
Практическая работа
Представим себе, что мы депутаты Государственной Думы. Нас выбрали в собрание представителей. Мы должны издать законы об охране Байкала. Я, как председатель собрание представителей предлагаю вам разбиться на общественные комиссии.
Ребята делятся на группы по 4 человека.
– Каждой комиссии предстоит важная и ответственная работа. Установив причины загрязнения Байкала, вы должны издать важные законы, призванные охранять его.
- На ваших столах лежит всё необходимое для работы: листы цветной бумаги, фломастеры, клей.
- На первом этапе, уважаемые коллеги, вам предстоит определить причины загрязнения Байкала.
Вы должны обдумать всевозможные ответы на вопрос, почему загрязняется Байкал, написать их на листочках красного цвета, наклеить ответы на ватман так, чтобы можно было бы прочитать.
Подумайте, кто будет записывать ваши мысли, кто клеить. На эту работу вам отводится 4 минуты. Итак, почему исчезают растения? Время пошло.
Ученики работают под тихую музыку в группах по 5–6 человек. Учитель корректирует работу групп.
Время закончилось. Уважаемые депутаты, выберите доверенное лицо. Ваш представитель зачитает все ваши записи, то есть назовёт причины исчезновения растений. Ответ начинаем с фразы: “Байкал загрязняется потому что …..”.
Представители от каждой из команд зачитывают ответы.
– Спасибо! Вы знаете причины загрязнения Байкала.
На следующем очень ответственном этапе нам предстоит подготовить проект законов, охраняющих Байкал. Зная причины загрязнения Байкала, обсудив, напишите, что же нужно сделать, чтобы жизнь на Байкале оставалась прежней и не страдала?
На работу у вас есть всего лишь 4 минуты. Ответы в этот раз записываем на листочках жёлтого цвета.
Ребята работают в группах, учитель помогает формулировать свои ответы.
– Представитель каждой комиссии зачитает свой проект Закона об Охране растений. Ответ начинаем с фразы: “Чтобы Байкал не загрязнялся необходимо ….”
Представитель комиссии зачитывает свой “проект Закона об Охране растений”.
– Переходим к третьему этапу составления Закона об Охране растений. На этом этапе каждый из вас уважаемые депутаты, ответит на вопрос: Что лично я сделаю для охраны Байкала? Какие конкретные действия предприму?
– Каждый из вас, ребята, напишет свои действия на листах бумаги зелёного цвета (одно действие на одной полоске). В этот раз листочки приклеивать на ватман не нужно. Если кто-то решит, что выполнит больше, то берёт ещё следующую полоску. На обдумывание и ответ у вас есть 2 минуты.
Ученики выполняют задание учителя.
– Теперь соберите все свои полоски в руках вашего представителя. Мы прочитаем все наши действия таким образом: по очереди представители читают ответы. Если в другой группе есть такой же ответ, то листочек убираете в сторону и читаете следующий ответ, чтобы ответы не повторялись.
Ученики зачитывают ответы, учитель приклеивает их на доске. Оставшиеся листочки с ответами приклеивают на свой ватман.
– Можно сказать, что работа по созданию проекта Закона об Охране Байкала закончилась. Перед вами статьи Закона. Вам осталось ещё раз, прочитав их, оценить насколько реальны они в исполнении. Возьмите по одной наклейке красного и жёлтого цвета. Сейчас каждая группа по очереди подойдёт к доске и красную наклейку каждый из вас приклеит на том законе, который уже выполняет, а жёлтую на том законе, который обязательно будет выполнять. Приступаем к выборам.
Ученики подходят к доске, перечитывают и делают свой выбор.
Итог урока
– Как председателю собрания депутатов мне нужно подвести итоги работы.
– Работая вместе мы издали Закон об Охране Байкала. В него вошли такие статьи:……….
Учитель прочитывает листы с действиями учеников.
– Вы, уважаемые депутаты, выполняете такие статьи Закона как … …..
– В будущем собираются придерживаться таких статей Закона … человек.
Учитель прочитывает законы, набравшие большее количество голосов.
– Таким образом, Закон об Охране Байкала принят.
– Орфографические ошибки, которые присутствуют в статьях нашего Закона, мы исправим на уроках русского языка.
Домашнее задание
Дома вам предлагаю нарисовать плакаты, призывающие всех обратить внимание на бережное отношение к Байкалу и к окружающей его природе.