Задачи:
- Расширять и углублять представление о птицах;
- Продолжать формировать умение сравнивать предметы по высоте: самый низкий, выше, самый высокий, формировать пространственное представление: далеко, близко;
- Закреплять количественный и порядковый счёт, представление о цифрах, представление о геометрических фигурах;
- Воспитывать желание помогать птицам, заботиться о них.
Материал и оборудование:
Магнитная доска, 3 домика, паровозик из 5 вагонов, фигуры животных, птиц, людей, счетные палочки, тесьма (на каждого ребенка), музыкальное сопровождение «Дорога добра».
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня в детский сад пришло письмо (показывает конверт). Интересно от кого оно?
Дети: (разглядывают конверт) от кота Леопольда.
Воспитатель: да, это письмо от него. Кот Леопольд просит нас о помощи. Послушайте, что он пишет.
Дорогие ребята! Прошу вас помочь мне выйти из кладовки, в которой меня закрыли проказники – мыши. Кот Леопольд.
Воспитатель: Вы согласны ему помочь?
Дети: да!
Воспитатель: Кот Леопольд сейчас находится в сказочной стране «Умников и умниц». Эта страна так называется потому, что там живут мальчики – умники и девочки – умницы. Путь в эту страну не близкий. На чём мы туда поедем, вы сейчас отгадаете.
В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит (Поезд)
Воспитатель: Верно. Мы поедем на поезде. (показывает поезд из 5 вагонов). Чтобы отправится в путь, нужно ответить на вопросы:
- Сколько всего вагонов у нашего поезда? (5 вагонов).
- Каким по порядку стоит желтый вагон? (2)
- Вагон какого цвета стоит первым? (оранжевого)
- Вагон какого цвета стоит пятым? (розового)
- Какой цифрой обозначен синий вагон? (цифрой 4).
Все в порядке отправляемся!
Ой, как красиво поют птички! Давайте остановимся и полюбуемся на птиц. Каких птиц вы здесь видите? Назовите их?
Дети: Синица, снегирь, воробей, ворона, грач, скворец, ласточка.
Воспитатель:
- Какие птицы здесь зимующие?
- Какие птицы перелетные?
- Чем питаются птицы?
- Где обитают птицы?
- Из чего строят гнезда? (Вороны, грачи, синицы, снегири - гнезда строят из веточек, прутьев, соломы; ласточка под крышей домов делает гнезда из глины, соломы; воробьи и скворцы живут в скворечниках.)
- Почему нельзя шуметь в лесу, пугать птиц? (потому что спугнем птиц и они могут улететь.)
Воспитатель: ну все пора отправляться в путь. Пока едем ответьте на вопросы:
- В лесу какие животные живут? (дикие)
- А корова, лошадь, коза – это какое животное? (домашнее)
- Домашние животные где живут? (около людей).
Воспитатель: вот мы и приехали в страну «Умников и умниц». (выставляет игрушечных мышей.). Кто нас здесь встречает? (мыши). Вот они какие хитрые, уже откуда – то узнали, что мы едем спасать кота Леопольда. Чтобы его освободить, нам нужно выполнить задания, которые приготовили мыши.
Первое задание «Сложи фигурку».
Воспитатель: выложите из счетных палочек один треугольник и один квадрат. (Дети выкладывают). Чем отличается круг от квадрата? (ответы детей).
Теперь выложите рядом с этими фигурками один прямоугольник. (Дети выкладывают). Чем отличается квадрат от прямоугольника? (ответы детей).
Возьмите веревочку и положите её вокруг этих фигур, так чтобы получился круг.
Второе задание «Поставь цифры по порядку».
Воспитатель: Проказницы мыши перепутали цифры. Поставьте их в правильном порядке. (один ребенок выполняет задание, остальные проверяют).
Третье задание «Ориентировка в пространстве».
(Показываем картинки) Ответьте на вопросы:
- Кто на верхней ступени, а кто на нижней ступени?
- Кто внутри домика, а кто снаружи домика?
Четвертое задание «Сравнение».
Воспитатель: смотрите, а здесь домики. Какие они по высоте? Покажите самый низкий домик. Теперь покажите домик повыше. А где самый высокий домик? На домиках – замки, ключи к ним имеют определенную геометрическую форму. Давайте подберем ключ к каждому домику и узнаем кто в них живет. (Дети подбирают ключи к самому нужному домику, называют его форму.)
- Кто живёт в самом низком домике? (ответы детей)
- Сколько животных в домике?
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам подобрать ключ к домику повышеи назвать его форму.
- Кто в этом домике живет? (ответы детей)
- Сколько их? (5)
- Кого больше 4 или 5?
Воспитатель: предлагает подобрать ключ к самому высокому домику и назвать его форму.
- Кто в этом домике живет? (ответы детей)
- Сколько их? (6)
- Кого больше 5 или 6?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями и освободили кота Леопольда. Пора в детский сад. Вы хотите пригласить в гости кота Леопольда?
Дети: да!
Воспитатель: вспомните, кто еще живет в стране умников и умниц?
Дети: Девочки и мальчики!
Воспитатель: пригласим их в наш детский сад?
Дети: да!
Воспитатель: В каком городе он находится?
Дети: В городе Заинск.
Воспитатель: прежде чем отправиться в путь, нужно рассадить наших гостей по вагонам. Как вы думаете, в какой вагон мы посадим кота Леопольда?
Дети: В вагон под № 1.
Воспитатель: почему?
Дети: потому что кот один.
Воспитатель: задаёт вопросы
- В каком вагоне поедут мыши?
- В каком вагоне поедут только умники?
- А в каком вагоне поедут только умницы?
- А в каком вагоне поедут их друзья? (ответы детей)
Молодцы! Теперь можно отправляться в путь. (звучит музыка «дорогою добра»)
Путешествие в страну «Умников и умниц» закончилось.
- Вам понравилась поездка? (Да!)
- А что именно понравилось? (ответы детей).