Пояснительная записка
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Несомненно, компьютер является лишь вспомогательным средством обучения. Но именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес обучающихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность, появляется возможность самостоятельного получения информации, оказывается возможным оформление полученных результатов в компьютерном варианте.
Мне кажется, что интерес к предмету «Английский язык», желание овладеть им, пользоваться для решения коммуникативных задач зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него школьники. Высокоэффективным творческим подходом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применением компьютерных технологий на уроках иностранного языка. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.
Учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:
- концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
- системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса взаимосвязь всех его частей целостность);
- эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;
- гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;
- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
- воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.
Именно поэтому я считаю целесообразным использовать данный цикл уроков с применением возможностей геоинформационных систем Google Earth, Google Maps совместно с поисковиками Internet на средней и старшей ступени обучения. Объем данного цикла может зависеть от уровня подготовки учащихся и варьироваться в зависимости от тех целей, которые преследует учитель. Эти занятия могут идти блоком, а могут быть отдельными элементами конкретных уроков. Цели цикла:
- Создание условий для формирования и развития у обучающихся основ информационной культуры, чувства взаимопонимания, терпимости и дружбы между людьми разных национальностей;
- Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков;
- Развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию и пользоваться ей для решения конкретных учебных задач.
Задачи цикла:
- Формирование у учащихся коммуникативных компетенций;
- Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебной исследовательской деятельности, работы в группе.
Цикл состоит из нескольких уроков.
Основные формы работы: групповая, индивидуальная; лекции, сюжетно- ролевые игры, презентации.
Основные методы работы: работа с ПК, со словарем, дидактические игры, виртуальные путешествия.
Условием реализации цикла является обеспечение кабинета мультимедийным оборудованием (ПК, проектор, экран) и доступом в Internet, учебная и справочная литература.
Формы контроля:
- Различные варианты тестов;
- Викторины;
- Конкурсы проектов.
Предполагаемые результаты:
- Повышение мотивации при изучении английского языка;
- Навык работы с Internet-энциклопедией;
- Развитие способности к творческому мышлению и решению нестандартных проблем;
- Совершенствование коммуникативных навыков.
Учебно-тематический план.
- Знакомство с возможностями применения геоинформационных систем Google Earth, Google Maps.
- Мой родной поселок.
- Москва – столица России, достопримечательности Москвы.
- Лондон – столица Великобритании, достопримечательности Лондона.
- Знакомство с другими англо-говорящими странами.
Приложение. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Сначала немного о самой системе Google Еarth. В самой системе очень много возможностей, но для данного цикла используются только следующие: поиск определенного места на планете, возможность получения информации о данном объекте, визуальное наблюдение за объектом с помощью спутниковой и аэросъемки, виртуальный туризм, включение в сообщество, возможность просмотра фотографий данного места, сделанных другими людьми и размещения своих, работа с Wikipedia (свободной Internet энциклопедией) и многие другие.
При знакомстве с системой мы получаем вот такой вид на Землю из космоса:
Нужный объект можно найти на карте самостоятельно, а можно задать его в окне поиска и система сделает это сама.
Обычно работа начинается с нахождения на карте родного поселка:
Можно посмотреть фотографии, размещенные в системе, добавить свои, прочитать информацию о поселке из Internet энциклопедии. При этом возможны такие виды работы, как отработка навыков чтения, перевода, употребления определенных лексических единиц, используемых при описании местонахождения и истории возникновения и развития определенного населенного пункта. Результатом может быть выход на монологическое высказывание о родном поселке в форме рекламы туристического агенства, где будут упомянуты все достопримечательности.
При желании можно отправиться в Екатеринбург. Предварительно подготовить вопросы викторины о столице Урала и дать учащимся возможность самостоятельно ответить на вопросы с использованием Internet энциклопедии (для этого необходимо проводить урок в кабинете информатики, это может быть и интегрированный урок информатики и английского языка).
Дети всегда хотят посмотреть, как выглядит из космоса наша столица, поэтому виртуальная экскурсия по Москве просто необходима. Экскурсоводами могут выступить наиболее подготовленные учащиеся, получившие опережающее задание.
А вот так выглядит знаменитая Красная площадь:
На экскурсию по Лондону можно отправляться с учениками 6 класса (учебник Enjoy English 3, автор Биболетова). Во время работы можно «посетить» все достопримечательности, о которых речь идет в учебнике. Восхищенные глаза учеников убедят вас в правильности выбранного способа подачи нового материала.
Все достопримечательность можно увидеть в трехмерной проекции, так, например, выглядит знаменитая башня с часами в центре Лондона:
А это знаменитый Оперный театр в Сиднее:
Возможности использования данной системы на уроках английского языка, а также на уроках географии, МХК и т.д. ограничены, пожалуй, желанием учителя использовать новые технологии в обучении с целью воспитания интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности.