Мой ребенок – дислексик

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: дислексия


Я очень хорошо понимаю родителей, которые не могут понять, почему ребенок не читает, как его ровесники. Не отличает одну букву от другой. Почему впадает в панику от слов «Какая это цифра?». Слишком хорошо знаю, что такое учиться такому ребенку в нашей школе, в которой нужно читать, писать, переписывать, списывать и писать под диктовку. Знаю, что такое объяснять учителям, почему ваш ребенок не может написать нормально диктант. Моему сыну Мише 13 лет, он дислексик.

Я сама учитель, но к сожалению не сразу поняла, что у моего ребенка проблемы. Началось все с детского сада. Миша пошел в садик в 2 года, так как он не разговаривал и невролог нам посоветовала общение со сверстниками. Я надеялась, что мой ребенок начнёт общаться с детьми и постепенно разговаривать. Но здесь я столкнулась с непониманием и предвзятым отношением к ребенку. Что я только не выслушала от воспитателей. Мне жаловались на то, что он сам не спит днем и другим не дает, плачет, сам не одевается, на горшок садиться не хочет и т.д. Позже, уже в старшей группе я имела опыт общения с психологом, когда мой сын просто наотрез отказался с ней общаться и сказал, что он ничего не знает и вообще любимый цвет у него только черный. Как вы понимаете, для психолога это был шок! Тогда же начались проблемы с усидчивостью и внимательностью. В итоге мне сказали, что мой ребенок умственно-отсталый, что он шизофреник и нам не место в детском саду с нормальными детьми. Нас направили к психиатру, который ничего криминального не нашел, ребенок совершенно нормальный, но у него есть небольшое отставание от сверстников. Нам поставили диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), мы прошли курс у нейропсихолгога, но про дислексию нам никто не говорил ни слова.  Мы стали активно искать логопеда, психолога и начали коррекционную работу, соответственно это было и медикаментозное лечение (в основном витамины). Перед школой мы еще раз ходили на ПМПК, где получили заключение, что мы вполне можем учиться в общеобразовательной школе, где опять же нам ничего не сказали про дислексию.

Сейчас сын учиться в 6 классе, я перевела его на домашнее обучение во 2 классе, так как ко всем проблемам с обучением добавились проблемы со здоровьем. Едва мы начали учиться читать, как оказалось, что мой ребенок не может отличить слог ОН от НО. То есть для него эти слоги выглядели одинаково, несмотря на разный порядок букв. Более того, если каким-то образом ему удавалось прочесть слог правильно, то теперь слоги менялись местами. Вместо небо могло быть боне или обне. При этом ребенок обладает очень хорошей памятью, Миша запоминает буквально слово в слово, что говорит учитель. Послушав стихотворение несколько раз, он уже может его рассказать, причем очень эмоционально и выразительно. Мы ходили к школьному логопеду, которая и посоветовала нам проконсультироваться с дефектологом. Так мы выяснили, что у ребенка оказывается дислексия и как следствие дисграфия. Письмо и чтение для нас стали каторгой, Миша наотрез отказывался читать, все уроки делались со слезами. Мне понадобилось много времени, чтобы научить его писать буквы и цифры. 

Я стала изучать литературу, искала информацию в интернете для того, чтобы помочь своему ребенку научиться читать. Как выяснилось это очень длительный и трудоемкий процесс. Так как Миша отказывался читать, для него это стресс и мучение, я решила воспользоваться методикой Н. Зайцева. Приобрела кубики и стала петь с ним слоги, складывать из кубиков слова. Так же я нашла в интернете разнообразные упражнения для обучения чтению детей с дислексией. Вот некоторые из них:

1. Узнавание букв

  • Попросите ребёнка зажмурить глаза, и "нарисуйте" на его ладошке букву. Ребёнок по ощущениям должен её узнать.
  • Предложите создавать буквы: пусть добавит отсутствующий элемент буквы, преобразует букву, поменяв элементы: из Л сделать М, из П – Г, из Р – В и т.д. Для этого можно взять проволоку, нитки, пластилин.
  • Можно выложить 4-5 букв и попросить запомнить их положение. Затем малыш закрывает глазки, а вы прячете одну букву или меняете положение букв, или выкладываете ещё одну букву. Ребёнок должен определить, что изменилось, и сделать так, как было в начале.

2. Чтение слоговых таблиц

Попросите ребёнка прочитать слоги, записанные в слоговой таблице. Предложите почитать слоги в разных направлениях: снизу вверх, затем слева направо, по диагонали и т.д.

3. Игры со слогами

  • Положите на столе карточки (или кубики) со слогами, например: РО, СО, МЫ, КО, попросите найти лишний слог и пояснить, почему он лишний. В нашем случае это «МЫ», так как в других слогах есть гласная О.
  • Снова возьмите карточки со слогами, например: «КА, ПА, ГА, ЗА». Назовите слово, не произнося последний слог. Ребёнок должен выбрать нужный слог и дочитать конец слова. Например, «соро-КА, ко-ЗА, раду-ГА».
  • Из "рассыпавшихся" слогов предложите составить слово: НИ-СА -- СА-НИ, КА-ЖИН-СНЕ – СНЕ-ЖИН-КА.

4. Чтение «зашумлённых» слов

5. Чтение слов, напечатанных пунктиром

6. Чтение слов, наложенных одно на другое

7. Чтение строк с закрытой нижней половиной; с закрытой верхней половиной

Для этого можно разрезать старые книги или газеты, а можно просто закрыть одну часть полоской бумаги или линейкой.

8. Поиск в тексте заданных слов

Сначала ребёнок ищет и подчёркивает (можно обводить) слова, записанные на листке взрослым. Затем можно усложнить задание, предложив ребёнку находить слова, которые взрослый называет, а ребёнок воспринимает их на слух.

9. Восполнение пропусков слов в предложении

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу _____, печь _____, избу мела — еще до свету...

10. Чтение текста через слово

Формирует ощущение нарастания темпа чтения, развивает произвольное внимание.

Приведенные упражнения совершенствуют операции и способности, которые являются составными элементами навыка чтения. Выполнение таких упражнений превращает чтение в необычное и занимательное занятие.

Сейчас мой сын достаточно сносно читает, хотя и очень медленно. Но я считаю, что это уже очень хорошо и мы будем работать в этом направлении дальше и окончательно победим дислексию.

Упражнения для обучения чтению:

  1. https://zen.yandex.ru/media/sovety_logopeda/10-uprajnenii-dlia-rebenka-s-disleksiei-5c264edf867e5900ab634adc