Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Что такое однозначные и многозначные слова?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, однозначные и многозначные слова


Цели: познакомиться с однозначными и многозначными словами, развивать умения распознавать их в речи и текстах.

Формируемые УУД:

  • познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра; регулятивные- постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.

Оборудование: компьютер, таблица «Однозначные и многозначные слова».

Раздаточный материал: тесты «Однозначные и многозначные слова, карточки «смайлы».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарная работа.

Учитель: Спишите знакомые вам слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте в словах ударение.

Словарь: яг . да, л . пата, б . рёза, ябл . к . , ябл . ня, р . сунок.

Знакомство с новым словарным словом дорога.

Значение слова дорога:

1. Узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. (Просёлочная дорога).

2. Путешествие, поездка. (Устал с дороги).

III. Самоопределение к деятельности

Учитель: Слово дорога имеет несколько значений. Значит, оно однозначное или многозначное?

Учащиеся: Слово дорога многозначное.

Учитель: Рассмотрим другие примеры. Прочитайте предложения.

Голову девушки украшала модная шляпка.

У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками.

- Какое слово встретилось в обоих предложениях? (Шляпка)

- Что можно сказать о значении этого слова?

Ученик: В данных предложениях слово шляпка употреблено в разных значениях: в первом предложении – головной убор, во втором предложении – шляпка гриба. Значит, это слово имеет несколько значений. Оно многозначное.

Учитель: Как будут называться слова, которые имеют только одно значение?

Ученики: Однозначные слова.

Учитель: Теперь вы можете сформулировать тему нашего урока. Попробуйте.

Ученик: Что такое однозначные и многозначные слова?

Учитель: Верно, продолжим работу.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику.

1. Упр. № 58, с.47.

Рассмотрите рисунки. Прочитайте. Спишите. Найдите многозначные слова. Составьте и запишите предложение с любым из этих слов.

Проверка. Работа в парах.

2. Упр. № 59, с.28. Таблица на доске. Знакомство с таблицей.

Слова бывают

Однозначные

Многозначные

имеют одно лексическое значение:

ландыш, берёза

имеют два и более лексических значений:

звезда, язык, иглы.

3. Страничка для любознательных

Слово дом – многозначное.

Это слово может обозначать:

1) Жилое (или для учреждения) здание, а также людей, живущих в нём. (Вышел из дома. Сбежался весь дом.)

2) Квартиру, а также семью, людей, живущих вместе, их хозяйство. (Выйти из дому. Мы знакомы домами. Хлопотать по дому.)

3) Учреждение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. (Дом отдыха. Торговый дом.)

V. Музыкальная физкультминутка «Танцуем сидя»

(Звучит аудиозапись)

VI. Закрепление изученного материала

Учитель: Определите, есть ли в данном тексте многозначное слово.

Собраться с тобой нам в дорогу пустяк,
Закинем за плечи дорожный рюкзак.
Если хочешь ты найти друзей,
Собирайся с нами в путь скорей,
Собирайся с амии в дальний путь,
Только песню не забудь!
В дорогу!
В дорогу!
(В.Харитонов)

2. Ученик: Подумайте о какой каше идёт речь?

Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке,
…Когда он вслух читает,
Поймёшь едва – едва,
И звуки он глотает и целые слова.
(С.Михалков)

3. Учитель: Спишите слова с доски. Подчеркните многозначные слова. Составьте устно предложение с одним из них.

Колокольчик, герань, лук, кран, парта, язык, ключ, клён, коса.

4. Учитель: Давайте познакомимся с каламбуром.

Каламбур – это остроумная шутка, основанная на использовании многозначности слова и звуковом сходстве различных слов.

Прочитайте отрывок из рассказа Г.Остера «Испорченная погода».

- Сначала мы с тобой нападём на след, - сказал Попугай.

- Не надо! – испугался Слонёнок.

- Почему? – удивился Попугай.

- Ну… - смутился Слонёнок, - мы на него нападём, он даст сдачи. Получится драка. Не надо.

Учитель: Какое слово имеет несколько значений?

VII. Рефлексия

Тестовая работа

Учащиеся выполняют работу письменно.

1. Лексическое значение слов разъясняется:
1) в орфографических словарях
2) в толковых словарях
3) в словарях синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:
1) однозначным
2) простым
3) многозначным

3. Определите, что означает предложение:
Девочка светится от счастья.
1) девочка освещает комнату
2) в помещении стало светло
3) девочка радуется

4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.
1) лампа, ножницы, компьютер.
2) ключ, корень, кнопка.
3) окунь, ручка, щенок.

(Коллективная проверка)

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

(Учащиеся показывают выбранные карточки «смайлы»).

VIII. Подведение итогов урока

- Какие слова называются однозначными и многозначными?

- Приведите примеры однозначных и многозначных слов.

Домашнее задание: упр. №49, с.61.