Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». 4-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии, ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: семья


Основные задачи реализации содержания: формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формировании у младших школьников ценностного отношения к семье, любви и уважения, гордости за свою семью.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различтых стилей и жанров;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся научатся:

  • понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия.
  • формулировать задачи или проблемы,
  • конструировать родовое древо, родовой герб.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Какие понятия, усвоенные на уроках, вы можете назвать?

Вспомните, о каких проблемах шла речь?

2. Открытие нового знания. Определение темы урока, постановка задач

Ребус: 7 Я (семья)

Почему семь Я?

Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить?

Как понимаете значение слова семья? Как образовано это слово?

Этимология слова семья: группа, живущих вместе близких родствнников

Что такое род?

3. Знакомство с понятиями род и семья

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

(Краткое выступление учителя: возникновение родов, нравственное отношение в роде)

Род – первые объединения людей, возникшие много тысяч лет назад и по-прежнему имеют большое значение для человека. Род – это люди, которые считали себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии Давным-давно возникли разные символы рода – фамилии. (Объяснение нескольких фамилий). Чем древнее род, тем сложнее система родства. Родословная А.С.Пушкина (слайд)

4. Семья – как основа моральных устоев человека

Ассоциации к слову «семья» (кулак, гроздь и т.д.)

Почему так считаете?

Что для вас семья?

Знакомство с семьями учащихся (выступление детей с презентациями о своих семьях)

Физминутка

Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Это – вся наша семья!

Почему все пальчики зажаты в кулачок? Как вы думаете, что это обозначает?

Вывод: семья – основа моральных устоев человека.

8 ионя отмечается замечательный праздник «День семьи, любви и верности».

(слайд Памятник Петру и Февронии)

Краткий рассказ о жизни Петра и Февронии.

5. Комментированное чтение статьи «Род и семья – исток нравственных отношений».

  1. Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи?
  2. Что особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?
  3. Что должно включать в себя родовое древо?
  4. Почему для людей важно знать своих предков?
  5. Что может изображаться на родовых гербах?

6. Рефлексия

  • Я узнал, что…
  • Я нашел подтверждение тому, что…
  • Мне понравилось…

7. Задание на дом

  1. Придумать и изобразить герб своей семьи.
  2. Вместе с родителями составьте свою родословную. Нарисуйте свое родословное древо.