Класс: 8Б, уровень: базовый, УМК Г.К.Муравина.
Количество часов: 1.
Тип урока: «открытие нового знания» (ОНЗ).
Цель урока: с помощью математических и информационных технологий вывести закономерности между изменяющимся сопротивлением с течением времени последовательного и параллельного соединения проводников и графиками функций.
Этапы урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа: осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности
- При замене электронного оборудования на предприятии реостаты были включены в цепи последовательно и параллельно. Как вы думаете: что изменилось при этом?
- Как проверить вашу гипотезу? Предложите план ваших действий (проведение эксперимента на изучение последовательных и параллельных соединений).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Цель этапа: подготовка обучающихся к ОНЗ, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
1. У нас сейчас нет электронного оборудования, необходимого для проведения эксперимента. Как можно выполнить нашу задачу, используя только лист бумаги?(применить математические вычисления и сравнить результаты)
2. Что для этого нужно вспомнить? (законы последовательного и параллельного соединений для силы тока, напряжения, сопротивления)
3. Заполните 1 часть таблицы:
Закон Ома для участка цепи - |
|
Зависимость силы тока от напряжения –
|
Зависимость силы тока от сопротивления –
|
Последовательное |
Параллельное |
I = |
I = |
U = |
U = |
R = |
R = |
4. Как будет изменяться общее сопротивление проводников с течением времени при увеличении (уменьшении) сопротивлений отдельных резисторов в разных видах соединений?
5. Предложите гипотезу о графической зависимости изменения общего сопротивления при изменении одного из сопротивлений с течением времени в различных соединениях и изобразите схематически во второй части таблицы:
График зависимости общего сопротивления при последовательном соединении при увеличении одного из сопротивлений с течением времени: |
График зависимости общего сопротивления при параллельном соединении при увеличении одного из сопротивлений с течением времени: |
График зависимости общего сопротивления при последовательном соединении при уменьшении одного из сопротивлений с течением времени: |
График зависимости общего сопротивления при параллельном соединении при уменьшении одного из сопротивлений с течением времени: |
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: выявить и зафиксировать (вербально и знаково) возникшее затруднение, соотнести свои действия с используемым алгоритмом.
1. Назовите затруднения. В чем причина его возникновения?
2. Предложите способ, как проверить вашу гипотезу с помощью компьютерных технологий.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обдумывание обучающимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий.
1. Какие формулы будем применять для построения графиков?
2. Составьте формулы изменения сопротивления, предложенные на карточках.
5. Реализация построенного проекта (групповая работа)
Цель этапа: построить модель исходной проблемной ситуации, уточнение общего характера нового знания.
1. Постройте с помощью компьютера графики зависимости общего сопротивления двух проводников от изменяющегося одного сопротивления при разных соединениях, предложенных на карточках:
1 группа Составьте формулу и постройте графики зависимости сопротивления (R) от времени (t) с шагом 1секунда от 0с до 10с если R1=15 Ом, R2 увеличивается с 3 Ом на 10 Ом за секунду для |
2 группа Составьте формулу и постройте графики зависимости сопротивления (R) от времени (t) с шагом 1секунда от 0с до 10с если R1=14 Ом, R2 увеличивается с 5 Ом на 15 Ом за секунду для |
3 группа Составьте формулу и постройте графики зависимости сопротивления (R) от времени (t) с шагом 1секунда от 0с до 10с если R1=15 Ом , R2 уменьшается с 180 Ом на 10 Ом за секунду для |
4 группа Составьте формулу и постройте графики зависимости сопротивления (R) от времени (t) с шагом 1секунда от 0с до 10с если R1=14 Ом, R2 уменьшается с 250 Ом на 15 Ом за секунду для |
2. (На экран выносятся все группы графиков)
Сделайте вывод о зависимости общего сопротивления двух проводников от изменяющегося одного сопротивления при разных соединениях, по каким законам.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самостоятельное пошаговое сравнение с эталоном, выявление и корректировка возможных ошибок.
1. Проверьте заполненную вторую часть предложенной вам таблицы и внесите изменения (с последующим пошаговым обсуждением):
7. Включение в систему знаний и повторения
Цель этапа: выявление границ применяемости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривает как промежуточный шаг.
1. Предполагая, что напряжение в сети 220В, постройте графики зависимости силы тока от сопротивления для предложенных вариантов на карточках. Сделайте вывод (сравнить с исходным графиком в первой части таблицы).
8. Рефлексия
Цель этапа: фиксация нового содержания, самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и её результатов, определение дальнейшей цели деятельности.
1. Как можно включать реостаты в цепь? Почему же реостат включают последовательно в цепь?
2. Где можно использовать параллельное включение реостатов?
3. Какие понятия из математики, физики, информатики мы сегодня повторили? (информационные модели, графики функций, законы соединений).
4. Какая тема и цель нашего урока?
9. Домашнее задание
Заполнить третью часть таблицы, самостоятельно составив формулы и построив графики в электронном виде для сопротивления и силы тока.
3. График зависимости общего сопротивления при последовательном соединении при увеличении двух сопротивлений с течением времени: |
График зависимости общего сопротивления при параллельном соединении при увеличении двух сопротивлений с течением времени: |
График зависимости общего сопротивления при последовательном соединении при уменьшении двух сопротивлений с течением времени: |
График зависимости общего сопротивления при параллельном соединении при уменьшении двух сопротивлений с течением времени: |
График зависимости общего сопротивления при последовательном соединении при уменьшении одного и увеличении другого сопротивления с течением времени: |
График зависимости общего сопротивления при параллельном соединении при уменьшении одного и увеличении другого сопротивления с течением времени: |
Закон Ома для участка цепи - |
|
|
Зависимость силы тока от напряжения – |
Зависимость силы тока от сопротивления – |
|
Последовательное |
Параллельное |
|
I = |
I = |
|
U = |
U = |
|
R = |
R = |
|
2. График зависимости общего сопротивления при последовательном соединении при увеличении одного из сопротивлений с течением времени:
|
График зависимости общего сопротивления при параллельном соединении при увеличении одного из сопротивлений с течением времени: |
|
График зависимости общего сопротивления при последовательном соединении при уменьшении одного из сопротивлений с течением времени: |
График зависимости общего сопротивления при параллельном соединении при уменьшении одного из сопротивлений с течением времени: |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |