Идея о необходимости соизучения языка и культуры не является новой. Она возникла много десятилетий тому назад, и послужила основой для развития культуроведческих подходов в языковой педагогике.
В настоящее время в мировой языковой педагогике существует несколько культуроведческих подходов, среди которых следует выделить такие, как:
- лингвострановедческий
- коммуникативно-этнографический
- лингвокультурологический
- социокультурный
Социокультурный подход пришел в дополнение лингвострановедческому подходу в обучении иностранным языкам в начале 90-х годов.
Социокультурный компонент знакомит учащихся с различными аспектами жизни их зарубежных сверстников, современностью и историей страны изучаемого языка, углубляя и дифференцируя представления школьников о действительности. Этот компонент содержания обучения иностранным языкам составляют страноведческие и лингвострановедческие знания. В состав лингвострановедческих и страноведческих знаний и формируемых с их помощью навыков и умений входит:
1. Овладение, понимание и умение употреблять в соответствующих ситуациях лексические средства общения как источники национально-культурной информации:
- безэквивалентную лексику;
- фоновую лексику, включающую афоризмы, фразеологизмы, пословицы, поговорки;
- слова-реалии, обозначающие предметы национально-материальной культуры.
2. Знание страны изучаемого, складывающееся из сведений, включающих самые различные стороны жизни страны изучаемого языка:
- ее местонахождение, географические и природные особенности, основные города и их достопримечательности, политический строй, национальные праздники и традиции, достижения в области науки, экономики, техники, литературы, искусства, образования, формы сотрудничества с нашей страной и другими странами;
- история страны, важные события прошлого и настоящего, выдающиеся представители в области литературы, искусства, науки.
- особенности быта и повседневной жизни, семейного уклада, проведения досуга, учебной и трудовой деятельности, сфер интересов, форм участия в общественной жизни;
3. Навыки и умения речевого и неречевого поведения
Чем больше понятий использует учащийся и чем разнообразнее страноведческая и лингвострановедческая информация, которой он владеет и манипулирует, тем обширнее ассоциативно представленная в его опыте картина мира, тем больше у него семантических и смысловых опор для обозначения и оперирования средствами иностранного языка. Технология усвоения этих знаний должна научить учащихся понимать феномены иной культуры в их сопоставлении с собственной, исходной культурой. Именно этот аспект обучения призван развить их любознательность, интерес и способность к наблюдению за иным способом мировидения и мироощущения, способность к рефлексии имеющегося и приобретаемого культурного опыта.
В содержание обучения иностранному языку, наряду с языковым материалом, страноведческим и лингвострановедческими компонентами, необходимо включить социокультурный компонент, т.к. формирование вышеперечисленных знаний, навыков и умений невозможно без опоры на научно-обоснованные данные, отобранные и представленные специалистами по общественной жизни. Не владея такими данными нельзя представить полной и реальной картины иной национальной общности, понять современные проблемы другого народа.
Социокультуроведческие данные призваны помочь старшеклассникам самостоятельно разобраться в причинах того или иного поведения представителя другой культуры, понять почему так, а не иначе устроен их быт, ем вызваны особенности взаимоотношений членов общества. Одновременно с этим, через усвоение сведений о «не своем» учащиеся должны глубоко постигать «свое».
Исторический аспект является наиболее эффективным в развитии социокультурной компетенции учащихся. Создание детского научного общества, где учителя и учащиеся совместно изучают кросс-культурные реалии и демонстрируют результаты исследований в форме интерактивных презентаций, лекций и рефератов максимально способствует развитию и поддержанию интереса к истории и культуре стран изучаемого языка и России.
Примерные темы научных исследований
1. Страноведенение:
- Языки, на которых говорили и говорят в Великобритании.
- История государственной символики.
- Города и районы Великобритании (описание особенностей английских топонимов).
- Система образования в Великобритании (специфика английских слов школьно-педагогического обихода).
- О названии улиц Лондона (топонимические типы).
2. Лингвистика:
- Происхождение и развитие английского языка.
- Классификация языков мира.
- Понятие системы и структуры в языке, основные единицы языка.
- Особенности грамматического строя английского языка сравнительно с немецким и русским.
- Язык и культура, реалии в культуре и языке.
- Речевая деятельность и ее механизмы.
3. Социолингвистика, язык и общество, речевой этикет:
Основные цели и задачи исследований:
- Развивать критическое мышление;
- Расширять лингвистический и страноведческий кругозор;
- Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы;
- Развивать умения защищать результаты исследования;
- Выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания на английском языке и излагать результаты деятельности;
- Развивать умения собирать, обобщать и систематизировать культуроведческую информацию и представлять результаты изученного материала в виде презентации с помощью программы «Power Point»,в виде рефератов, таблиц, схем, в форме вопросов и ответов, в викторинах;
- Развивать умения дискутировать;
- Интерпретировать образную (иллюстрации) культуроведческую информацию на английском языке;
- Опознавать социокультурные стереотипы в изучении материала;
- Выделять основные историко-культурные вехи в развитии страны - Великобритании на основании увиденного, прослушанного, прочитанного;
- Работать с основными типами справочной и учебно-справочной страноведческой литературы и использовать их при выполнении культуроведческих проектов и для лично-познавательных целей.
Уделяя внимание культуроведческим аспектам:
- развитию у школьников умения выделять то, чем отличаются различные культуры и общества друг от друга; ценить вклад различных культур и обществ в развитие цивилизации;
- обучению понимания общего и специфического в культурах, взаимодействия европейской цивилизации с другими культурами;
- развитию у школьников позитивного отношения к представителям других культур, которое найдет отражение в системе их личностных ценностей и индивидуальных поступках.
Решаются и традиционные учебные задачи (обучение аудированию, говорению, чтению и письму на иностранном языке).