Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Как писал В.А.Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины. Наш проект направлен на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Прошло 75 лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники и их родители мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая уже война прошла по судьбам их родственников. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь? В процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться чувства привязанности, верности, чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится всё меньше. Это люди преклонного возраста – прадедушки и прабабушки наших воспитанников. Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.
Цель проекта: воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Состав участников проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Продукт проекта: презентация.
Проблемная ситуация: дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия.
Задачи:
обучающие:
- обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны.
- обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.
развивающие:
- обогащать и развивать словарный запас детей.
- продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.
воспитательные:
- способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
- воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Предполагаемый результат:
- проявление детьми познавательной активности в беседах, знакомстве с художественной литературой рассказах родителей, в рассматривании наглядного материала.
- активное участие ребят в совместных работах, играх.
- проявление творческого интереса.
- почтительное отношение к героям войны.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предметно - пространственная развивающая среда: альбомы, посвященные ВОВ, плакаты, картинки, раскраски, атрибуты для игр (форма, головные уборы, бинокли и т.д.)
Средства и оборудование:
- Технические: музыкальные записи
- Методические: наглядные пособия, альбомы, фото
- Организационные: столы, бумага, клей, ножницы, картон, кисточки, клеенки, краски, карандаши, восковые мелки.
Используемая литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н.В.Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
- Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г.Нечаева, Т.А.Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
- А.П.Казакова, Т.А.Шорыгина «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т.А.Шорыгина «День Победы». Москва 2010 г.
План реализации проекта: «Мы гордимся…» для детей 6-7 лет группы №10
Этапы проекта |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
1 этап поисковый |
Изучение имеющихся условий для реализации проекта, сбор информации, подборка наглядно-дидактического материала, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание развивающей предметно-пространственной среды, подборка аудиозаписей. |
Принимают задачу проекта |
2 этап аналитический |
Изучение методической литературы по теме проекта, посетить сайты. |
Планируют с педагогом, как будут оформлять выставку работ, несут из дома необходимый материал |
3 этап практический |
Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение) |
Выполняют работы по аппликации, рисованию; рассматривают книги, альбомы по теме проекта. |
4 этап презентационный |
Анализ достижения целей и полученных результатов. Систематизировать накопленный материал. Выставка детских работ. Конкурс чтецов. Оформление альбома «Бессмертный полк» |
Выставка детских работ |
Перспективный план по проекту: «Мы гордимся…» для детей 6-7 лет группы №10
|
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Взаимодействие с родителями |
||
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Индивидуальная деятельность с детьми |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 день |
Беседа на тему «История георгиевской ленточки» |
Раскрашивание раскрасок |
НОД: «Этот День Победы» |
Оформление выставки книг и иллюстраций о ВОВ |
Привлечение к созданию альбома «Бессмертный полк» (фото) |
2 день |
Беседа: «Поклонимся нашим бойцам…» |
Помогать детям составлять творческие рассказы |
Чтение стихотворения Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить» |
Сюжетно-ролевая игра «Мы – разведчики» |
Консультация в информационном уголке «Детям о ВОВ» |
3 день |
Слушание композиции «Вставай страна огромная» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача) |
Обогащение словаря понятиями: ветераны, фашисты и т.д. |
Беседа: «Этот праздник со слезами на глазах» |
Подвижные игры «Помоги раненому», «Разведка» |
Беседа о патриотическом воспитании в семье |
4 день |
Беседа: «Символы Победы – ордена, медали и знамена» |
Изготовление заготовок для поздравительных открыток. Помогать детям в выполнении объемной аппликации |
Беседа «Дети войны» |
Выставка «Символы Победы – ордена, медали и знамена» |
Привлечение к созданию альбома «Семейные традиции празднования Дня Победы» |
5 день |
Конкурс чтецов |
Повторение с детьми заученных стихотворений |
Беседа: «Нам нужен мир» |
Оформление группы к празднованию Дня Победы (плакаты, альбомы, растяжки) |
Привлечение к распространению поздравительных открыток для ветеранов |
Вывод
Проект «Мы гордимся…» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.