Нарушение остроты зрения, прослеживающей функции глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют графические задания и практические действия. При этом отмечается снижение точности скорости и координированности мелкой моторики руки.
Практика работы в детском саду с детьми с нарушением зрения показала, что при несформированности графических навыков у детей встречаются проблемы, затрудняющие успешное обучение в школе. К этим проблемам можно отнести:
- нечеткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, диагонали, центр и края листа, неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе;
- неразвитые способности к конструированию на плоскости ведут к трудностям восприятия букв, состава слова, предложения, текста в целом;
- слабое чувство вертикали и горизонтали ведет к сползанию текстовой строки, резкому наклону букв;
- слабый мышечный тонус руки приводит к быстрой утомляемости ребенка, притуплению внимания;
- трудности в работе со словесной информацией ведет к искажению представлений об окружающем мире, что сказывается на качестве выполнения графических работ.
Таким образом, большинству дошкольников с нарушением зрения присущи отклонения в координации движения, темпа и ритма действий, что сказывается на формировании графо-моторных навыков и умений.
Овладение графическим навыком - длительный и трудоемкий процесс, который детям с нарушением зрения дается нелегко. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Эта работа должна проводиться систематически, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Система работы по развитию графических навыков у детей с нарушением зрения
«Таланты детей находятся на кончиках пальцев», - говорила известный педагог Мария Монтессори. Графический навык у детей надо начинать формировать уже в 3-4 года. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений.
Для этого я использую следующие упражнения: "Птичка клюет зернышки", "Покрасим стену" - движение кистями вверх-вниз. "Коза", "Деревья", "Флажок", "Бочонок", - задания на удержание позы пальцев, кистей и рук. "Прокати шарики", "Поймай мяч", "Переложи игрушки "- тренировка активных движений кистей. "Поиграем на пианино", "Обезьянки», игры с массажными мячами, эспандерами - чередование движений сжатия и разжатия кулачков, соблюдение ритма чередования движения рук. Складывание из камушков, пуговиц по памяти, по образцу различных изображений, геометрических фигур, букв, цифр, сматывание ниток в клубок, завязывание узлов, застегивание и расстёгивание различной формы, величины и цвета пуговиц, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разнообразных косточек по спирали. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание - вот эффективные пути подготовки ребенка к письму.
Имеющиеся особенности в развитии детей с нарушением зрения при обучении детей на начальном этапе развития графических навыков приводят к необходимости использования трафаретов, силуэтных и контурных изображений при работе с детьми.
Обводка по трафаретам различных линий: прямых, волнистых, прерывистых, ломаных - обогащает представление о том, как образуются эти линии. Упражнения на раскрашивание, штриховку по трафарету дает возможность детям чувствовать себя более уверенно, так как раскрашивание и штрихи будут четкими и в пределах контура.
В процессе систематических упражнений развивается самоконтроль и саморегуляция движения руки, развиваются глазодвигательные функции. Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам у детей с нарушением зрения приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребенка к письму, учит рациональному использованию неполноценного зрения и зрительного восприятия. Работать с трафаретами детям очень нравится. Чтобы помочь детям быстрее запомнить правильное написание цифр и букв провожу работу по выкладыванию цифр и букв из разных материалов: палочек, проволоки, пластилина, трубочек для сока, рисование на песке, манке, пшене.
После того, как у ребенка достаточно хорошо развита мелкая моторика, можно начинать работу по развитию графических навыков. Для этого я использую "Тетрадь комфортного письма "с оптимально выбранной разлиновкой и цветовым полем. Начинать эту работу лучше в старшей группе во второй половине года. Необходима хорошая освещенность рабочего места, расстояние от глаз до тетради не менее 33см. Дети с близорукостью и высокой степенью амблиопии используют для письма фломастеры. В начале работы необходимо познакомить детей с тетрадью в клетку. Дети с нарушением зрения плохо различают клетки в тетради. Для этого я провожу игру «Путешествие по клеткам». Беру картон величиной с альбомный лист, рисую на нем клетки. Детям даю пуговицы разного цвета и по словесной инструкции дети размещают и передвигают их на игровом поле. Вместо пуговиц можно использовать фишки, мелкие игрушки. Это хорошо развивает ориентировку на листе бумаги и слуховое внимание.
Система работы в тетради в клетку включает следующие разделы: знакомство с тетрадью (обложка, лист, страницы). Знакомство со страницей (на начальном этапе можно предложить сделать из цветных квадратов коврик, затем обвести по контуру каждый квадрат); выполнение постепенно усложняющихся упражнений; графические диктанты (зрительные, слуховые, творческие).
В тетради я использую следующие упражнения:
- по точкам изобразить геометрическую фигуру. Внутри фигуры проведи прямые линии сверху вниз и слева направо,
- поставь точку в каждой клетке строки,
- нарисуй прямые линии сверху вниз длиной в одну клетку,
- обводка углов через клетку (левый нижний, правый нижний, левый верхний, правый верхний,
- обводка клеток полностью по инструкции педагога с последующим закрашиванием,
- обводка по опорным точкам квадратов, прямоугольников, треугольников разных по величине,
- рисование по клеткам орнаментов по заданию,
- проведение в каждой клетке строки линий из правого верхнего угла в левый нижний и из левого верхнего угла в правый нижний,
- зеркальное рисование различных элементов. Флажки треугольной формы, их расположение вправо, влево, флажки прямоугольной формы и квадратной формы чередуя их через одну клетку.
Усложнение идет по следующей схеме: работа по рисованию прямых линий в разных направлениях, рисование круглых элементов, волнистых линий, петлеобразных и спиралевидных линий, рисование изображений на основе геометрических фигур, рисование элементов цифр, букв и их зеркальное рисование.
Широко использую в своей работе графические диктанты (зрительные, слуховые, творческие). Они помогают подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, зрительное и слуховое внимание, учат ловкости при обращении с ручкой и карандашом, тренируют глазомер, формируют навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции, действовать по образцу и по правилу).
Очень нравится детям рисовать по клеткам животных, птиц, транспорт, цветы.
Слуховые графические диктанты – это когда дети рисуют по клеточкам по словесной инструкции педагога. Зрительные графические диктанты - дети самостоятельно перерисовывают образцы по клеткам. Творческие графические диктанты – дети придумывают самостоятельно какой им нужно нарисовать предмет или сюжет по клеткам. Их можно использовать тогда, когда дети уже хорошо могут рисовать по клеткам.
Проводя целенаправленную, систематическую, комплексную работу по развитию графических навыков я получила следующие результаты. Обследование проводилось в конце подготовительной группы.
Мелкая моторика была развита по возрасту у всех детей. Зрительно-моторная координация соответствовала среднему уровню у 9 человек из 10. У одного человека – высокому уровню, слуховое и зрительное внимание хорошо развито у всех детей, все дети хорошо ориентировались на листе бумаги, умели рисовать по клеткам.
Таким образом, основными этапами в развитии графических навыков у детей с нарушением зрения являются: развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, формирование и развитие пространственной ориентировки, зрительного и слухового внимания и восприятия.